Регистрация лодок

Большинство судовладельцев полагает, что на лодку нет необходимости получать права и регистрировать в организации ГИМС. Определенные плавательные средства не ставят на учет, но чаще всего без этого нельзя обойтись. Рекомендуется заранее понять, когда данную процедуру нужно сделать, какие имеются особенности применения маломерных судов (МС). Регистрация лодок почти ничем не отличается от постановки на учет машины. Здесь тоже требуется получение номера, свидетельства и оплата налога.

На какие лодки нужны права и регистрация в ГИМС

Чтобы понять, какие моторные лодки подлежат регистрации в ГИМС, нужно ознакомиться с новым порядком определения веса средства в 200 кг, после которого мотолодка подлежит государственной регистрации. Условия описаны в тексте письма-рекомендации: работникам ГИМС предписано определять массу лодки по документу ГОСТ Р ИСО8666-2012, где масса судна, в зависимости от производителя, высчитывается с весом наиболее тяжелого мотора оптимальной мощности.

В случае с владельцем моторной лодки, определять массу нужно посредством взвешивания по ГОСТ 19356-79. На весы технику ставят только в спорных случаях. А так достаточно суммировать два веса: лодки (по паспорту) и мотора, уже установленного на плавсредство. Если судно более 200 кг, то регистрация в ГИМС необходима. Но при этом должно быть соблюдено еще одно условие – мощность двигателя более 8 кВт, т.е. это малое плавательное средство.

Какой техникой Вы пользуетесь?
Сельхоз и спецтехника
14.12%
Лодка
20.54%
Квадроцикл
8.08%
Снегоход
4.12%
Катер
5.77%
Гидроцикл
2%
Яхта
1.77%
Погрузчик
14.35%
Трактор
16%
Экскаватор
13.27%
Проголосовало: 2600

Что является маломерным судном

Вплоть до 2016 года ими назывались все лодки с мотором. Следуя этому принципу, любое ТС, вес которого составлял 220 кг, а мощность 5 л.с, регистрировалось в подразделении ГИМС. Права на лодку, в этом случае были необходимы, но правила поменялись. Причины на это изменение были: большие очереди, сложности в оформлении свидетельств, необходимость оплачивать за транспорт с маломощным силовым агрегатом и многое другое. В итоге, специалисты пересмотрели законодательство.

С 2016 пока можно ездить на моторном судне без прав судоводителя, но только тогда, когда есть совпадение с определением «плавательное средство».

 

Регистрация лодок

Если транспортное средство весит меньше двухсот килограммов, на ней стоит мотор до 10,88 л.с, то это плавсредство. Но учитывать вес нужно без лодочного мотора, оборудования, тяжести в виде груза и людей на судне (кроме водителя). Этот принцип имеет отношение к лодкам из поливинилхлорида. Другие водные средства, не соответствующие указанным характеристикам, имеют отношение к маломерным суднам и подходят под регистрацию ГИМС.

Стандартные условия для регистрации и получения прав

Постановка моторной лодки на учет в ГИМС возможна, если транспортное средством (ТС) соответствует определенным запросам. Без разницы, из чего создано судно (из пластика, дерева, металла) и для какой цели оно эксплуатируется. Большое внимание отводится следующим характеристикам:

  • длине — до 20 метров;
  • вместительности — менее 12 пассажиров с водителем;
  • массе — от 200 кг.;
  • мощности — от 8 кВт=10,8 л.с.

Водители маломерных судов должны знать, как рассчитывают грузоподъемность: в учет идет не вес изделия, указанный по паспорту, а фактический. Иными словами, нужно взять в расчет максимально мощный мотор, который может быть монтирован на этой модели, а также внутреннее оборудование и оснащенность приборами. Например, когда транспорт весом 181 кг, но на него установлен двигатель весом 30 кг, то понадобится регистрация данного маломерного судна в ГИМС.

Из всего вышеперечисленного становится понятно, на какие плавсредства требуются регистрация и права. Управление моторной лодкой, вес которой составляет от 200 кг, мощность двигателя выше 8 кВт, а вместительность до 12 человек, без удостоверения судоводителя невозможно по закону.

Когда не нужно регистрировать лодку

Прочитав пункт 1.1 статьи 33 Кодекса и пункт 1.1 статьи 16, можно убедиться в том, какие  моторные лодки не надо регистрировать в ГИМС. Не соответствуют требованиям регистрации в Российской Федерации лодки массой до двухсот килограммов (включительно) и мощностью силовых агрегатов до 10,88 л.с, т.е. 8 кВт включительно.

Важно. 1 кВт соответствует 1,36 л.с., а в 8 кВт 10,88 л.с. Получается, что если судно весит до двухсот килограммов включительно, а мощность двигателя, монтированного на ней, менее 10,88 л.с., то регистрация маломерного судна не нужна. Но это может быть тоже неверно.

Для правильного определения, подлежит ли регистрации катер в организации ГИМС, нужно учесть один критерий: относительно содержимого письма МЧС Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N29/1-3-153, еще нет точного определения массы (М) катера. Но под ней подразумевается «М укомплектованной лодки», что значит буквально следующее: сумма масс оборудованной корпусной части и М самого тяжёлого силового агрегата, который по удостоверению можно монтировать на эту лодку. При этом в учет не берется реальное обстоятельство, например, что владелец установил более легкий мотор.

Получается, что маломерное судно не соответствует требованиям госрегистрации при соблюдении условий:

  • масса «снаряженного» судна (корпусная часть с самым тяжелым мотором из возможных по модели) не выше двухсот килограммов;
  • мощность монтированного силового агрегата не более 10,88 л.с

Если маломерное судно не подлежит регистрации в ГИМС, то соответственно права на неё нет необходимости иметь.

Правила и особенности регистрации обычных и надувных лодок из ПВХ

Почти все ТС должны пройти процедуру госрегистрации. По закону, обычные и надувные лодки из поливинилхлорида также должны быть зарегистрированы.

Чтобы не подвергаться мерам административно-взыскательного характера и не попасть в опасную ситуацию, нужно иметь определенные знания, которые связаны с верной трактовкой закона о плавательных средствах и его дополнениями.

Любая регистрация плавательного средства, в этом случае, прорезиненых лодок, относится к определенным правилам и шагам. Какие именно свидетельства нужно иметь с собой, чтобы процедура прошла успешно без последующего обращения к специалистам? Человек, который захочет пройти регистрацию для получения прав, сначала должен попасть под эту категорию, далее нужно подать заявления, используя свидетельства, указанные в таблице.

Документы для подачи заявления на регистрацию судна
1.      Паспорт гражданина РФ
2.      Индивидуальный регистрационный номер, присуждающийся налоговыми органами
3.      Документ, который свидетельствует о праве собственности
4.      Технические удостоверения на плавательное средство и мотор, в которых содержится информация о мощности и характеристиках
5.      Квитанция, оповещающая о том, что произошла оплата государственной пошлины
Результат подачи заявления
После подачи, указанных документов и заявления, специалист выдаст владельцу бортовые номера (2 штуки), которые нужно прикрепить на 2-х бортах судна. Также владелец получит результаты проверки судна, его обслуживания (ТО), предполагающее 2 фазы: характеристики на воде и суше. В первом случае определяется функция плавучести, во втором заданные параметры и функции.

Лодки из полихлорвинила подлежат госрегистрации на общих основаниях, предназначенных для резинового судна. Получается, что оформление свидетельств на это средство передвижения зависит от того, насколько оно соответствует параметрам технологического и физического типа.

Указанные запросы имеют отношение только к внутренним акваториям РФ. Если владелец лодки желает выйти в сферу международных вод, вне зависимости от запросов ГИМС и водоизмещения, ему необходимо иметь документ.

Расходы по техническому обслуживанию оплачивает владелец лодки.

Необходимые документы

Выполнив постановку МС на учет, владелец получает документы, которые нужно иметь при себе. Для их получения нужно явиться в ГИМС, предоставив бумаги. Что нужно подготовить для регистрации:

  • паспорт;
  • квитанция
  • договор купли-продажи
  • заявление на регистрацию
  • техосмотр.

Заявление можно заполнить через Госуслуги, там же оплатить пошлину.

Регистрация лодок

Регистрационное свидетельство

Это документ является разрешением и правом владельца моторной лодки на передвижение по воде и акваториям в районе государства (РФ). Свидетельство действительно для разных случаев:

  • выдача органам водной полиции;
  • нарушение правил навигации и другие спорные обстоятельства;
  • доставка с мест штрафстоянок для лодок;
  • акты купли-продажи.

Оформление регистрационного свидетельства осуществляется в организации ГИМС, после подачи владельцем всех нужных документов.

Получается, что судовой билет это и есть права на лодку, в нем указываются личные бортовые номера. Документ включает данные о владельце судна, параметрах, информацию о выполненном техосмотре.

Осуществляется присвоение билету собственного номера и степень учёта. Выдаётся билет в государственной инспекции сразу после прохождения регистрации.

Вопрос получения водительских прав на моторную лодку требует грамотного и ответственного подхода. Лучше воспользоваться к помощи специалистов. В ГИМС владельца лодки проконсультируют по всем вопросам.

Техническое освидетельствование

Техническое освидетельствование (ТО) моторных катеров реализуется посредством специальных органов ГИМС в 2 этапа — на воде и на земле.

Когда проводится техническое освидетельствование:

  1. Во время регистрации лодок индивидуальной конструкции.
  2. Очередное техническое обслуживание при эксплуатации.
  3. Освидетельствование маломерного судна в иной регион или перегоном.
  4. После исправления проблем, найденных во время технического осмотра или ремонта, переоборудования, аварийной ситуации, а также для определения качества судна по желанию заявителя.
  5. Замена двигателя (стационарный мотор).

Пункт пятый достаточно творческий, неоднозначный и его не всегда можно применить, к примеру, когда обновлённый двигатель такой же, как и прошлый.

Документы для ТО в ГИМС для технического осмотра:

  1. Заявление владельца.
  2. Удостоверение.
  3. Судовой билет.
  4. Если судно для процедуры технического освидетельствования предоставляет не владелец, — доверенность в обычной форме письма.

Государственная пошлина за технический осмотр не предусмотрена.

Право на управление маломерным судном

Чтобы получить право на управление маломерным судном, в соответствии с законодательством Российской Федерации, указаны некоторые нормативы для лиц, которым предлагается эта возможность:

  • совершеннолетний возраст 18 лет;
  • наличие на руках результатов прохождения курсов, в которых включён экзамен по теории и практике;
  • результаты освидетельствования от врача-нарколога;
  • документ о результатах от психотерапевта;
  • свидетельство, которое утверждает собственность или акт купли-продажи.

На базе представленных выше бумаг, выдается документ, — он подтверждает право на владение и возможность использования водного транспорта. Для предотвращения споров с органами водонадзора, нужно использовать правило – всегда, при отправлении на рыбалку, отдых на воде, брать свидетельство, которое подтверждает личность и право на управление лодкой, и хранить его в защищенном от жидкости сосуде или упаковке.

При появлении споров по праву, нужно проконсультироваться со специалистом (юристом), обратившись к нему, досконально изучив полномочия двух сторон на сайте компании ГИМС или организации по защите прав клиентов. Утвердите в документе жалобы двух людей и снимите копии с сопутствующих свидетельств.

В результате, можно сказать, что маломерные лодки, которые отвечают всем правовым нормам, предоставляют возможность владельцу без препятствий ездить по водным местам России, нужно только проверить эти места досконально, чтобы не нарушить правила навигации.

Срок регистрации

От начала дня приема свидетельств по закону составляет 3 рабочих дня и менее. Если имеются основания для приостановки регистрации, то срок продлевается до одного месяца.

В процессе эксплуатации зарегистрированной лодки понадобится проходить ТО каждые 5 лет от начала регистрации. Внеурочное техосвидетельствование понадобится, если нужно будет приехать в иной регион страны или починить технику.

Транспортный налог на лодку

Плательщиками являются лица, на которые оформлены плавсредства.

Согласно новым поправкам, все катера (весельные и без двигателя) массой 200 кг с января 2020 года будут обложены ТН. Налоговая база транспортного налога (ТН) — мощность мотора, измеряемая в лошадиных силах (л.с). Сумма вычисляется посредством умножения ставки ТН за 1 л.с на мощность двигателя. С недавнего времени транспортный налог уплачивается собственником МС по ставкам той области, края России, где собственник прошёл регистрацию.

Налоговая база ТН за катер без мотора – 1 единица ТС. Ставки транспортного налога на лодки без силовых агрегатов, которые остались на учете в ГИМС, и другие суда без моторов также нужно знать в каждом отдельно взятом регионе.

Транспортный налог на катера сильно вырос в определенных районах РФ. Получается, что с увеличением административной ответственности за использование нерегистрированных судов будет увеличиваться и размер ТН на них. И сейчас наиболее высокие ставки на суда, мощность которых составляет более ста лошадиных сил. Тут получает большую востребованность вопрос о денежной целесообразности владения катером – за его мощный силовой агрегат нужно платить 2-3 тысячи рублей по минимуму.

Заявителю для оплаты ТН нужно иметь такие документы:

  • паспорт;
  • заявление;
  • судовой билет.

Для экономии времени, собственнику катера нужно подать аналогичное заявление, используя портал «Госуслуги».

Можно ли без прав и регистрации выходить на лодке

Если лодка не соответствует условиям регистрации, то водительские права не нужны. Вообще, если речь идёт о лодке, которая не подлежит госрегистрации, то о допуске к управлению не приходится говорить. Это значит, что требования 11.8.1 не распространяются на моторные лодки, которые не подлежат регистрации. Получается, что документы, которые подтверждают право собственности, не подлежащие регистрации, возить с собой нет необходимости.

Регистрация лодок

Одни специалисты организации ГИМС утверждают, что иметь с собой ксерокопии правоустанавливающих свидетельств не нужно, — это только рекомендация государственной инспекции, а другие, более старшие специалисты, утверждают ровно обратное, говоря, что заверенные ксерокопии возить вместе с собой нужно.

Иногда реализуются совместные проверки государственной инспекции и полиции. Часто крадут «подвесники», — они маломощные иногда с моторными лодками. Поэтому, если владелец имеет «нерегистрат», то существует вероятность, что плавательное средство или двигатель имеются в перечне украденных. Судовладельца могут остановить, чтобы проверить этот момент, — в этом случае, нужно предъявить доказательства, т.е. документы.

Кроме того, на данный момент достаточно быстро меняется законодательство по поводу МС. Сейчас лодку не регистрируют, но завтра она может быть обязательной для регистрации.

Штрафы при нарушении

Судовладелец, управляя маломерным плавсредством, который не имеет удостоверения, судового билета или его ксерокопии, утверждённой в определенном порядке, а также документов, подтверждающих право владения, использования, распоряжения лодкой, при отсутствии владельца, будет предупреждён ГИМС или на него могут наложить штраф в размере 100 руб.

Таким образом, на лодку должны быть присвоены права, судовой билет, а если водитель плавсредства не является собственником, которого в текущий момент запрещено наблюдать на борту, то еще требуется доверенность на право «владения судном».

Выводы

Процедура регистрации обязательна для катеров, попадающих под главные условия: масса 200 кг, мотор 10,88 л.с, 8 кВт. Судоводителю лодки, которая не подлежит этим требованиям, может оказаться очень полезным иметь при себе документ, удостоверяющий личность (или его заверенную копию), который обеспечит уверенность и поможет защитить права при вопросах со стороны сотрудников ГИМС.

На законодательном уровне нет точно сформулированного требования к судоводителю, имеющего документы, которые могут подтвердить законность владения и распоряжения управляемым им МС, а также свидетельство удостоверяющее его личность. Но ГИМС (чтобы предотвратить проблемы) советует иметь документы при себе.

Конечно, для посещения ГИМС, чтобы заверить ксерокопии ДКП (договора купли-продажи) и других документов, нужно потратить время, оно того стоит, хотя это дело добровольного характера.

Вы можете задать свой вопрос нашему автору:

Руководитель школы судовождения ГИМС

Оцените автора
Добавить комментарий