Самодельный снегоход

Многие с завистью смотрят на рыбаков, которые путешествуют к месту ловли с использованием механизированных средств. Самодельный снегоход поможет вам делать то же самое, если покупка серийной модели не по средствам! Но для этого потребуется приложить силы и умение.

Статья рассказывает, как сделать из подручных средств самодельный снегоход. Для городского жителя эта машина будет хорошим подспорьем на зимней рыбалке, а для сельского ещё и прекрасным средством передвижения, с помощью которого можно будет собирать дрова и просто ездить по бездорожью.

Что такое снегоход и как он устроен

Снегоходом у нас принято называть зимние вездеходы, которые предназначены для движения по снежному покрову, при этом большинство моделей способны двигаться по сугробам большой высоты, не проваливаясь. Здесь следует выделить отдельно болотоходы. Они также позволяют передвигаться по глубокому снегу, однако не так быстро и имеют другую конструкцию.

Снегоходом обычно принято называть небольшой вездеход, в котором движение по снегу осуществляется за счёт гусеницы, а для управления используется одна или две лыжи, размещённые впереди. Вместимость такого аппарата обычно один-два человека. Среди рыбаков распространены также буксировщики-снегоходы, или мотособаки. Управляет им водитель при помощи рукояток, вставая на волокуши для одного-двух человек, а иногда дальше верёвками сцепляют целый небольшой поезд из санок, на которых размещаются рыбаки и их багаж.

Конструкция снегохода

Конструкция снегохода включает в себя гусеницу-движитель, одну или две, и лыжи, также одну или две. Для двухгусеничных снегоходов обычно устанавливают одну лыжу, для двухгусеничных — две, чтобы обеспечить три устойчивых точки опоры. Установка на двухгусеничные снегоходы двух лыж обычно не применяется. Изредка встречаются снегоходы-мотоциклы, с одной лыжей и одной гусеницей, но ездить на них немного сложнее, чем на обычных моделях.

Ваша любимая марка снегохода?
Arctic Cat
5.38%
Тайга
17.8%
Ямаха
18.5%
Буран
24.44%
Polaris
4.07%
Ski-Doo
13.19%
Lynx
6.61%
Tiksy
1.54%
Stels
4.91%
Irbis
3.57%
Проголосовало: 2995

При выборе компоновки стоит учесть, что конструкция с двумя лыжами спереди будет устойчивее, чем с одной, на ней гораздо проще ехать по склону вдоль. В то время как машина с одной лыжей может заваливаться. То же самое будет происходить на продольных неровностях, типа заснеженной колеи грунтовой дороги или брёвен, лежащих вдоль пути под снегом. Классическая всем известная однолыжная модель — серийные бураны. Они имеют две гусеницы и одну лыжу.

Вместе с тем, эти машины гораздо лучше себя чувствуют при движении по лесу, они манёвреннее. Здесь исключена ситуация, когда машина едет и дерево попадает между лыжами, даже задев его корпусом почти всегда получается выйти без поломки. Сама ширина машины здесь также получается гораздо меньше, что позволяет увереннее проходить между деревьями. Две гусеницы проще в ремонте — при поломке можно легко заменить только одну из них, а узлы трансмиссии с боков будут надёжно защищены от ударов, ведь расположена она между траками по центру.

Конструкция мотобуксировщика обычно представляет собой одну широкую гусеницу, внутри которой полностью располагается вся трансмиссия, двигатель. Ручки управления располагают снаружи, они жёстко приварены к раме снегохода, на которой вращается сама гусеница. На ручках расположены подача газа, сцепление, которые нужно постоянно держать, иначе может возникнуть ситуация, что водитель отцепился, а снегоход продолжает гнать на прежней скорости вперёд. Бензобак также выносится снаружи на ручки, так его удобнее заправлять. Все патрубки и тяги управления лучше всего спрятать внутрь ручек, а их самих сделать трубчатыми.

Как сделать самодельный снегоход из бензопилы?

Особенности самодельной конструкции

При изготовлении самодельного снегохода необходимо как можно больше использовать серийные узлы, особенно сложные. Этим самым сама по себе конструкция делается более надёжной, безопасной, а в случае поломки будет легко заменить нужную деталь. Рекомендуется изготавливать самостоятельно только раму.

Где взять недостающие детали? Здесь есть несколько путей. Самый простой — приобрести их в магазине от серийных моделей, или же заказать на Алиэкспресс, в другом интернет-сервисе. Однако тут будет невыполнима главная задача самодельного снегохода — он должен быть дешевле, чем покупная модель. Собирать снегоход из запчастей будет дороже, чем купить его целиком.

Второй вариант — использовать детали от б/у техники, от той, которая имеется в наличии или же такой, которая продаётся за ненадобностью через Авито. Здесь тоже следует выбирать осмотрительно. Вполне вероятно, что приобретая другой снегоход или мотоцикл не на ходу, от которого планируется использовать детали, окажется, что нужные запчасти с него уже сняты и проданы отдельно. Лучше всего брать технику хоть немного, но на ходу, так хотя бы остаётся надежда, что с неё ничего не дербанили.

Можно искать как в своём городе, так и в близлежащих городах и посёлках. Бывает, что совсем недалеко, всего в 50-60 километрах, продаётся неплохая вещь по цене в 2-3 раза дешевле, чем есть в вашем городе.

Ещё один способ, как сделать самодельный снегоход — ремонт, переделка или модернизация уже готового снегохода. Этот способ достаточно прост. Приобретается снегоход, на ходу или нет — не важно, и затем производится его ремонт, модернизация, переделка. В конце зимнего сезона купить его можно будет гораздо дешевле, чем осенью, перед началом зимы, и на восстановление останется время до следующей зимы, примерно полгода.

Гораздо реже встречается вариант, когда изготавливают снегоход с нуля. Здесь придётся столкнуться со многими трудностями. Самое главное — изготовить трансмиссию и гусеницу. Конечно, можно сделать её из конвейерной ленты, однако обычно она имеет явно недостаточную прочность и может часто рваться, особенно при езде по пересечённой местности. Лучше использовать ведущие катки и гусеницу от серийной модели.

Для езды по ровному льду с небольшой толщиной снежного покрова, по укатанной дороге, когда из неровностей только небольшое количество снежных заносов, можно использовать альтернативные конструкции. Например, хорошей альтернативой мотособаке здесь будет обычный мотоблок. На него устанавливают колёса, сами садятся сзади на ящик, установленный в санки, и едут на рыбалку.

Конечно, скоростной езды тут не получится, но ехать со скоростью 10 км/ч гораздо лучше, чем брести в метель со скоростью 3-4 км/ч. Многие используют для передвижения мопед или даже велосипед. Не нужно пугаться, что упадёшь — если резко не тормозить, вероятность схода в юз тут будет минимальна, сам автор успешно одно время ездил на зимнюю рыбалку со складным велосипедом «Аист», который доставал из багажника и раскладывал на льду. С помощью такой техники можно ездить на рыбалку и летом, и зимой, этот вариант будет гораздо универсальнее, чем просто снегоход.

В глухозимье

Здесь стоит учесть количество воды на льду. В глухозимье обычно стоит большой снежный покров, который под своим весом продавливает лёд, и на его поверхности выступает много воды. Двигаться по этому болоту трудно даже на хорошем снегоходе, впрочем, колёсные средства его преодолевают гораздо лучше, чем средства с лыжами. В конце зимы эта вода обычно уже промерзает достаточно сильно, лёд становится многослойным, никакой воды на его поверхности нет, и толщина снежного покрова минимальна. Для движения по такой поверхности совсем необязательно иметь низкое давление на грунт, которое требуется по глубоким сугробам.

Стоит уделить большое внимание безопасности. Езда на снегоходе по бездорожью — один из самых опасных видов транспорта. Движение осуществляется практически с мотоциклетной скоростью, но не по ровной твёрдой дороге, а по снежной поверхности, которая сама по себе уже непредсказуема и ведёт себя по-разному при разной погоде, да ещё и может таить под собой всевозможные препятствия. Снегоход намного тяжелее мотоцикла и может при аварии просто задавить водителя насмерть, если упадёт на него после подскока.

Нужно ограничить расчётную скорость самодельной машины значением в 30-40 км/ч, иначе его просто опасно эксплуатировать. Также его нужно обязательно снабжать рессорами, чтобы не получить при езде компрессию позвонков, сотрясения, ушибы и другие травмы. Сиденье не должно иметь спинки, чтобы водитель при ударе телом о препятствие просто слетал назад. Всякие ремни и другие приспособления для удержания тут также будут лишними.

Детский снегоход нормальный родитель никогда не будет собирать своему ребёнку, также и устанавливать детские сиденья и т. п. приспособления для перевозки детей — пусть лучше сидят дома. Да и для женщин лучше избегать этого вида транспорта. Относительно безопасно можно ездить только на буксировщике, но и там вероятность травмы сохраняется.

Рама снегохода

Чаще всего изготавливают раму из металла. Деревянная конструкция обычно недостаточно прочная. Само по себе дерево, может, и имеет хорошие характеристики в пределах одного куска. Однако соединения из него отличаются крайней хлипкостью, сделать нормальный угол из дерева, который будет выдерживать нужные нагрузки, просто невозможно. Поэтому стоит сразу отбросить этот материал.

Металлическая рама выполняется из труб, круглых, квадратных или прямоугольных. Обычно это прямоугольная конструкция, которая идёт вдоль всего периметра снегохода, а сами его детали находятся внутри рамы. Тем самым она не только выполняет удерживающие функции, но и защитные, предохраняя его от различных внешних ударов. Исключение — мотобуксировщик, там гусеница практически имеет самый большой внешний габарит из всех деталей. При проектировании следует вначале расположить все узлы и детали снегохода, прикинув, как это будет на практике, и лишь потом обрисовывать вокруг этого раму.

Сверлить в ней какие-то крепёжные отверстия, с помощью которых будут устанавливаться рессоры, бак, сиденья, руль с колонкой, двигатель, другие элементы лучше потом по месту, так как в самодельной конструкции велика вероятность ошибки при расчётах или сборке, а пересверливать потом может быть сложно, если новые отверстия попадают краем в старые.

Рама обязательно собирается на сварке. Болтовые соединения, конечно, возможны, но они придают конструкции лишний вес и могут разбалтываться при эксплуатации. Во всех углах устанавливают косынки, контрфорсы, если длина снегохода получается большой — ставят в середине поперечины. Ломаная подрессоренная рама в домашних условиях достаточно сложна в изготовлении, но встречается на серийных снегоходах.

Самодельные снегоходы на гусеничном ходу

Гусеница

Как уже говорилось, для снегохода лучше всего использовать гусеницу и катки от серийной машины. Самодельные будут менее надёжны. Можно устанавливать конвейерную или транспортёрную ленту. Однако тут необходимо хорошо продумать два момента — сцепление с катками и с грунтом.

Как известно, и на транспортёрах, и на конвейерах для работы используются натяжные ролики. Для снегохода сделать такой будет проблематично, так как сила натяжения будет сильно меняться в зависимости от температуры и влажности воздуха. Поэтому сама по себе конвейерная резина будет проблемой. В ней придётся выполнять перфорацию, чтобы она хорошо сцеплялась с ведущими катками. Сцепление с грунтом также будет тяжело осуществить качественно. Необходимо закрепить большое количество грунтозацепов. В итоге сама по себе конструкция будет по массе тяжелее, чем серийная гусеница, и гораздо менее надёжна.

Обычная лента для снегохода имеет большую толщину, чем конвейерная, в ней есть грунтозацепы и отверстия под катки, которые примерно соответствуют шагу катков.

Ведущие катки имеют зубья, с помощью которых зацепляются за ленту, остальные делают гладкими. Нужно обеспечить возможность регулировки катков для обеспечения нужного натяжения ленты, это сделает эксплуатацию снегохода дольше.

Лыжи

Самодельная лыжа должна иметь большую прочность. Использовать готовые пластиковые лыжи для зимней рыбалки или для других целей, которые предназначены только для того, чтобы на них стоял человек, не выйдет. Необходима достаточно толстая, прочная лыжа, большой толщины. Её можно вырезать из толстого куска пластика, около 1 см толщиной, а затем согнуть нужным образом. Но даже изготовленная таким образом лыжа имеет ряд недостатков.

К ней должна крепиться передняя рулевая колонка и рессора так, чтобы лыжа надёжно на ней держалась, была бы исключена возможность проворота лыжи. Готовая серийная лыжа имеет гнездо, выполненное из пластика же, в который легко вставляется рессора. В самодельной конструкции хорошим выходом из ситуации будет использование двух спаренных близко посаженных лыж, которые закрепляются на рессорах пластинчатого типа спереди и сзади, находятся на одной оси, и уже на эту ось выходит рулевая колонка.

Такая схема позволяет сделать сам узел крепления достаточно надёжным, избежать точечных крутящих моментов, которые будут действовать на одну лыжу, и сделают простым и удобным рулевое управление снегоходом. Радиус поворота такой машины будет существенно меньше, чем если бы использовалась одна лыжа, и даже меньше, чем у серийных снегоходов с двумя широко посаженными лыжами, где они поворачивают синхронно. Однако по прочности данная конструкция уступает одной лыжне с качественно выполненным гнездом для рулевой консоли, поэтому лучше все-таки использовать серийный узел.

Снегоход для глубокого рыхлого снега

Такая машина должна иметь увеличенную площадь опоры и сниженное давление на грунт, около 0.03 килограмма на сантиметр. Кроме того, следует выполнить защитный кожух от попадания снега в большом количестве под гусеницу. Лыжа должна иметь увеличенную ширину, желательно, чтобы она на 30-40% перекрывала колею гусеницы. В этом случае снегоход будет наезжать гусеницей на снег, который уже уплотнён лыжей, и вероятность, что он зароется, будет существенно ниже. Носок лыжи делают в этом случае выше и круче, чтобы она также не зарывалась при езде.

Чертежи самодельных снегоходов

Снегоход из мотоблока, мотоцикла, бензопилы

Существенного значения выбор для машины двигателя и трансмиссии не имеет. Главное — обеспечить достаточный крутящий момент на валу ведущих катков, нужную скорость движения, высокую надёжность. Для этого необходимо произвести расчёт, при необходимости — выполнить повышающие или понижающие передачи.

Достаточно часто используют бензопилу в качестве движителя для снегохода, особенно буксировщика. Старенькая «Дружба» или «Урал» обладают высокой надёжностью на морозе, имеют как раз такой, какой нужно крутящий момент, скорость движения ленты, чтобы с их помощью можно было приводить в движение ведущие катки без всяких дополнительных передач. Мотоцикл также обладает нужными характеристиками, здесь даже имеется механизм переключения передач, который можно позаимствовать.

С мотоблоком дело обстоит немного похуже. Если необходим тихоходный снегоход, то можно рассчитывать на мотоблок. В противном случае на него нужно ставить другую коробку, например, вытащить из колонки лодочного мотора, оттуда же можно поставить и вариатор.

Для самодельного снегохода крайне желательно использовать двухтактные мото- двигатели. Четырёхтактный обычно будет сложнее в эксплуатации, он изначально делается под определённое устройство и может не выдержать тех условий, в которые его планирует запихнуть автор самодельного снегохода. Дизельные и электромоторы для снегоходов не подходят вовсе, так как зимой их эксплуатация в условиях бездорожья превращается в кошмар.

Вы можете задать свой вопрос нашему автору:

На протяжении последних шести лет усердно тружусь в отделе рыболовных снастей. Могу помочь в сборе практически любой снасти.

Оцените автора
Добавить комментарий