До скольки лошадиных сил не нужны права на лодочный мотор

Тот, кто желает купить маломерное судно с мотором, нередко задаётся вопросом о том, до скольких лошадиных сил не нужны права на лодочный мотор и не требуется аттестация на эксплуатацию плавательного средства.

С января 2015 года начали действовать новые правила аттестации (по приказу МЧС № 262), по которым права не нужны на маломерное судно с мотором до 10 л.с, если оно не требует обязательной регистрации. К такой категории имеют отношение судна, у которых масса составляет не больше 200 кг, с учётом снаряжения по оснащению при монтированном силовом агрегате, а мощность мотора не превышает 8 кВт (10,88 л.с.).

Сегодня многие судовладельцы имеют универсальный комплект — лодку с подвесным мотором, не требующую регистрации и прав. Если есть желание приобрести судно, которое будет готово к такой эксплуатации, в интернет-магазине можно найти много предложений, подходящих под это правило. Предлагается выбор надувных лодок и подвесных моторов – недорогих и подороже — высшего класса, соответствующие приведенным условиям.

Что является маломерным судном

Маломерное судно (МС), в соответствии с новым законом, имеет длину не больше 20 метров, количество людей 12 и меньше. Государственная пошлина за регистрацию составляет 1000 рублей, при этом денежный сбор за выполнение технического осмотра не взимается, т. к. освидетельствование для таких лодок не требуется.

Термин «маломерное судно» отмечен в приказе Минтранса осенью 2002 года, но в нем упомянуты только определенные критерии для разных типов судов. Для самоходной техники силовой агрегат мощностью не более 75 л. с., а для гребного типа судна признак маломерности – грузоподъемность:

  • байдарка – минимум 150 кг;
  • гребная лодка надувного типа — 225 кг.

Под вышеуказанным термином были многие судна, массово применяющиеся рыбаками, туристами, к примеру, байдарки типа «Свирь.К» и «Ильмень» или прорезиненная лодка «Уфимка-22».

Какие маломерные суда можно не регистрировать

Если лодка, при наличии оснащения и установленного мотора (до 10 л.с.), весит не более 200 кг, то регистрировать её в органах ГИМС не нужно.

Другие правила:

  1. Федеральный закон 36 содержит следующее положение: не предназначены для госрегистрации шлюпки и другие плавсредства, являющиеся принадлежностями судна, а также моторные лодки, масса которых до двухсот килограмм килограммов включительно и мощность силовых агрегатов (при установке) до восьми киловатт включительно, а также парусные суда для спорта, длиной не больше 9 метров, не имеющие моторов, и на которых отсутствуют места для отдыха.
  2. Если лодка имеет максимальную общую массу менее двухсот килограммов и мотор меньше 10-и л.с (по закону до 8 кВт – 10,8 л.с, но многие представленные двигатели мощностью 9,9 л.с), то на основании законодательного акта нет необходимости регистрировать средство, права на управление лодкой с мотором не требуются.
  3. Госинспекция советует регистрировать МС, чтобы предотвратить недоразумения, если плавательное средство похитят или украдут, потому что полиция будет заниматься расследованием и поиском моторной лодки при наличии свидетельства собственности, судового билета.

До скольки лошадиных сил не нужны права на лодочный мотор

При проверке судна специалист может заподозрить ее в перечне краденных, именно поэтому владельцу рекомендуется иметь при себе договор купли-продажи, который поможет разрешить подобные проблемы. Но инспектор спрашивать у водителя данные бумаги не имеет право, потому что необходимость иметь с собой какие-либо свидетельства на «нерегистрат» отсутствует в законе.

Информация по удостоверению: если судовладелец совершит правонарушение, то инспектор составит протокол, выпишет штраф, при этом специалист не имеет права наказывать, если владелец не располагает паспортом. Но маломерное судно с водителем задерживается и передается полиции. Задержание производится в течение 3-х часов в соответствии со статьёй 27.5, части первой.

Управление моторной лодкой, яхтой является желанием многих граждан, но осуществить его, не имея прав можно редко. Только определенные разновидности транспорта не предназначены для регистрации в Госинспекции, поэтому получать удостоверение судоводителя на них нет необходимости. Учитываются такие моменты: масса транспорта, мощность силового агрегата.

Типы маломерных судов, которые нужно и нельзя регистрировать

Обязательна регистрацияЗапрещено регистрировать
надувные мотолодки, у которых грузоподъемность составляет больше 225 килограммовшлюпка
гребные плавсредства, грузоподъемность которых составляет более 150 килограммовплавательные средства, являющиеся элементом судна
лодки моторные мощностью более 8 кВтспортивные модели без моторов длиной девять метров, например, байдарки
катера, имеющие стационарный моторкатамаран

Чаще всего не подходят для регистрации плавательные средства длиной меньше двадцати метров, а также другие модели. Но если грузоподъемность плавсредства до 200 кг, а мощность больше 8 кВт, то такая лодка должна пройти процедуру регистрации.

Со скольких лошадиных сил на моторе нужны права

Конкретного ответа нет, есть условия. Так, относительно российского законодательства свидетельствуется, что маломерные суда массой более 200 кг и двигателем мощностью 10,88 л.с нужно зарегистрировать в ГИМСе. Процедура регистрации понятна, об этом знает любой рыбак, но что делать с правами?

Чтобы более детально разобраться с тем, когда нужен этот документ, важно разобрать все моменты конструктивно, без смешивания определений. Есть закон, устанавливающий права, условия и принцип регистрации указанных плавательных средств, но также имеются положения, поднадзорные инспекции, в которых свидетельствуется о получении прав на управление лодкой при мощности судна 10,88 л.с и более.

При мощности мотора 8 кВт и меньше, аттестация на право применения не требуется.

Если же масса оборудованного судна превышает две сотни килограммов, то мотолодка должна быть зарегистрирована, но права не требуются, если мощность при этом будет равна 8 кВт или составлять меньшее значение. Также, если вес лодки будет в пределах нормы, а мощность выше установленной границы, то нужно аттестовать средство для получения прав.

Среди людей существуют различные мнения по данному поводу из-за чего возникают дискуссии:

  1. Одни свидетельствуют, что эти права не требуются на лодки, которые не подходят для регистрации, объясняя это тем, что закон не предусматривает информацию об обязательном их наличии для нерегистрируемой мотолодки. Существует по этой ситуации акт, в котором есть неоднозначная позиция: в нем говорится, что нынешние законы не имеют прямых запросов о необходимости прав на управление маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации. Учитывая эту особенность, можно отметить, что плавание без удостоверения на данных плавательных средствах не наказуемо в пределах КоАп.
  2. Другие говорят, что плавать можно и без предъявления прав. Поэтому по закону до сих пор нет однозначного ответа на вопрос по правилам управления ТС свыше пяти «лошадей», но менее 10.88 л.с.

Для ответа на вопрос нужно использовать официальный нормативно-правовой акт, регулирующий отношения по вопросу маломерных плавсредств. На него же ссылается представитель ГИМСа. С учетом этого нормативного акта, управлять небольшими судами зарегистрированными можно водителям с правами на руках.

Разрешенная мощность лодочного двигателя без прав

Мощность должна составлять до 8 киловатт для легального плавания на лодке по водным объектам. Во всех других случаях (даже если вес меньше 200 кг) понадобится пройти обучение, аттестацию и получить удостоверение водителя судна.

Другие нормативно-правовые акты, устанавливающие разрешенную мощность

Есть 2 закона и акты ненормативные от начальника Управления, которые относятся к подконтрольным источникам его органа. Они определяют, что плавательное средство, массой минимум 200 кг с оборудованным на ней двигателем мощностью 10,88 л.с., не требует прав.

Справочная информация по разрешенной мощности:

  1. 2016 год ознаменовался тем, что был принят закон и приказ, представляющий большой интерес для пользователей лодок, относительно которого можно утверждать о том, что для управления маломерными судами права не требуются при упомянутых выше условиях.
  2. В прошлом году были устранены противоречия и можно руководствоваться этим приказом и ссылаться на него.
  3. В действии приказ от министерства по чрезвычайным ситуациям России от 27 мая 2014 года N 262, который утверждает правила аттестации на право управления малыми моторными лодками. Не требуется регистрировать в госорганах моторные лодки, не превышающие 200 килограммов и 10 л.с: сюда же входят спортивные лодки, они не должны быть длиннее девяти метров, с условием того, что в них не встроены двигатели, а передвигаются они с помощью парусов.

В соответствии с письмом МЧС становится ясно, как правильно измерять массу лодки. Под массой понимается вес не только самого средства, а ее комплекта со снаряжением, т.е. мотор и вес снаряжения и прочее. То, что взято на рыбалку и есть багаж, а масса пассажиров не считается.

Таким образом, маломерное судно не подлежит государственной регистрации если соблюдены оба условия:

  • масса укомплектованного судна (корпус + самый тяжёлый мотор из возможных к установке) не превышает 200 кг;
  • мощность установленного мотора не превышает 10,88 л.с.

Для справки: при любом вопросе по МС, если не получается понять, что делать, рекомендуется обратиться к специалистам. Юристы и адвокаты, зарегистрированные на Юридическом портале, помогут в решении вопроса и дадут подходящие рекомендации.

Техническое освидетельствование, если лодка подлежит регистрации

Плавсредства, подлежащие регистрации, проходят техническое освидетельствование. Эта обязательная процедура предназначена для плавательных средств не имеющих сертификата завода производителя, а также для маломерных судов, сделанных кустарным методом.

Каждое судно проходит регулярно процедуры осмотра с интервалом в пять лет. Первое ТО проводится с начала регистрации плавательного средства, а также в тех случаях, когда средство перемещается в другой субъект Российской Федерации. Также осмотру подвергаются мотолодки, над которыми был проведен капитальный ремонт или после ликвидации ошибок, выявленных после прохождения процедуры предыдущего ТО.

С новыми правила изменился порядок осмотра плавсредства, теперь он осуществляется в 2 этапа:

  1. Проводятся ходовые испытания на плаву.
  2. Судно подвергается финальным процедурам, которые связаны с его работоспособностью и дальнейшему использованию. Любые затраты, которые связаны с подъемом лодки, относятся к владельцу.

После истечения срока годности технического освидетельствования владельцу накладывается штраф от полутысячи до тысячи рублей.

Что будет, если управлять лодкой без прав и регистрации

Управлять мотолодкой нельзя если она:

  • подлежит госрегистрации, но не зарегистрирована в установленном порядке;
  • не прошла техосмотр;
  • не имеет бортовых номеров, разрешения;
  • поломанная или имеет нарушения норм пассажировместимости;
  • имеет ограничение по месту и условию плавания – в этом случае накладывается штраф от 500 рублей до 1 тысячи рублей.

Во всех случаях штраф, при отсутствии прав, является незаконным. Чтобы исключить неправомерные действия сотрудников ГИМС, рекомендуется обратиться юристу, со стороны которого будет обеспечена защита прав владельца лодки по закону.

За что ГИМС штрафует

Размер штрафов ГИМС устанавливается с учётом кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Их выписывают как за нарушение КоАП, так и правил. Статья конституции содержит то, за что предусматривается наказание, например:

  • превышение допустимой скорости;
  • пропуск знаков на воде;
  • стоянка вне причала;
  • опасное для водителя перестроение для пассажиров или иного водного транспорта;
  • неверное использование сигнализации, обозначений.

Последний случай опасен тем, что владельцу МС может грозить лишение прав при повторном нарушении правила. Крупный штраф предусмотрен за управление ТС без прав и регистрации, а также за выход на воду при закрытой навигации.

Размер штрафов в рублях:

  • факт управления судном требующего регистрации – от 500 до 1000;
  • факт управления лодкой, не прошедшей технического осмотра – от 500 до 1000;
  • несоблюдения техники безопасности – от 300 до 500;
  • факт управления мотолодкой без номеров на борту;
  • превышение скорости, несоблюдение норм навигационных знаков;
  • нарушение остановки, стоянки в запрещенных местах, нарушение правил поворотов – штраф от 500 до 1000.

До скольки лошадиных сил не нужны права на лодочный мотор

Управление моторной лодкой без прав наказывается штрафом, даже если судоводитель забыл их дома. Иногда инспектор просто выносит предупреждение.

Документы для регистрации

В списке главных документов, нужных для регистрации лодки:

  • паспорт гражданина РФ или вид на жительство (оригинал регистрационного бланка, который нужно оформить заполнить по образцу и ксерокопии);
  • свидетельства, которые являются подтверждением покупки судна, чаще всего в перечне значатся: чек, счет, договор и прочее (оригинал и ксерокопии);
  • технические удостоверения на мотолодку и силовой агрегат, которые подтверждают, что они сделаны по нормативам.

Также нужно иметь при себе удостоверения оплаты госпошлины и выдачи суд. билета.

Документы на моторную лодку без прав и регистрации

Судовладельцы надувных лодок, легких катеров задаются логичным вопросом: какие свидетельства требуются, чтобы управлять моторной лодкой? Точная информация в законодательстве отсутствует по этому поводу. Но иметь документ, удостоверяющий личность, необходимо. Некоторые рекомендуют воспользоваться договором купли-продажи или иными нормативно-правовыми актами, подтверждающими право собственности.

На какую лодку не нужны права

По требованиям КТМ России, положениям КВВТ можно определить на какие именно лодочные моторы не нужны права и регистрация. С 2012 года маломерные судна массой до 200 кг, оборудованные подвесными моторами до 8 кВт (10 л.с.) включительно, не нужно регистрировать. Для определения массы маломерного судна нужно учитывать положения ГОСТа.

По этому стандарту, рассчитывают массу груженной мотолодки вместе с массой самого тяжелого силового агрегата совместно друг с другом, рекомендованные производителем, вместе с массой, монтированной стационарной топливной системы, элементов управления мотором и рулевой системы.

Что нужно иметь на плавсредстве в любом случае

Теперь понятно, требуются ли права на лодку и при каких условиях. В заключение предлагается ознакомиться с тем, что нужно иметь на борту мотолодки по соответствию с новым законом КоАП РФ Статьи 11.8:

  • Критерия снабжения неприменимы к плавсредствам, вес которых составляет до 200 кг, а мощность двигателя до 10,88 л.с. При этом на борту важно иметь аптечку, якорь и вёсла, но при отсутствии этого «инвентаря» штраф выпишут сотрудники ГИМС.
  • Спасательные жилеты. Если их не будет, то специалист ГИМС этот проступок не «простит» за исключением указанной выше категории владельцев мотолодок. На всех остальных закон распространяется, и им также нужно иметь жилеты. Их надевают все находящиеся на борту люди. У изделий оттенок должен быть красным или оранжевым со светоотражающими компонентами для лучшей видимости. Жилет укомплектовывается дополнительным инструментом — свистком.

Спасательные жилеты важны не столько для инспектора ГИМС, сколько для находящихся на борту плавсредства людей, поэтому не рекомендуется доверять дешевым, до полторы тысячи рублей, изделиям.

Это страховочные средства, но не спасательные. Есть разница между ними. У спасательного жилета конструкция сделана таким образом, что при падении в воду он переворачивает человека на спину и держит его на плаву, даже если нет навыка плавания или физической возможности грести воду. У обычного страховочного жилета такой возможности нет, поэтому если пассажир или водитель не могут плавать или находятся в безсознательном состоянии, то шансы на спасение падают. Поэтому важно иметь с собой первый тип жилета — спасательный, находясь в любом плавательном средстве.

Выводы

Сегодня можно управлять мотолодкой без прав и прохождения государственной регистрации, но только тогда, когда вы являетесь владельцем плавсредства с мощностью силового агрегата не больше 8 кВт (или 10,88 л. с.). В другом случае, мотолодка – маломерное судно, которое следует регистрировать, и нельзя управлять им без предварительного обучения, сдачи экзамена, прохождения медкомиссии и получения прав.

При отсутствии регистрации, если мотолодка не подлежит ее условиям, специалисты рекомендуют иметь при себе копии, справку-счета, договор о покупке, т. е. документы, подтверждающие право собственности на лодку и мотор.

Вы можете задать свой вопрос нашему автору:

Евгений Зуевский

Руководитель школы судовождения ГИМС

Оцените автора
Вестник рыбака
Добавить комментарий

Adblock
detector