Правила ГИМС

Плавательное средство нужно регистрировать, наносить на него номер, иметь при себе документы, но многие водители не соблюдают даже правил ГИМС, что несовместимо с безопасностью и влечет за собой штрафы. Судоводителю полезно помнить о сигнализации, методах идентификации и иных положениях закона.

Весной в 2018 году в средствах массовой информации появилась информация, что специалисты МЧС России создают новый проект федерального закона. Планируется изменить понятия о судоходстве маломерных мотолодок и их правовом статусе. Дополнительно планируется исправить критерии определения небольших моторных лодок, которые не соответствуют обязательной регистрации в ГИМС, потому что функционирующий регламент обосновывается неоднозначно. Но официальных заявлений от специалистов об исправлении правил судоходства на моторных лодках по водам Российской Федерации в 2019 году ещё не поступало. Это значит, что разработка проекта продолжается, и даже в следующем году важных изменений к действующему закону не ожидается. Но рекомендуется освежить в памяти правила управления маломерными судами, которые специалисты изменили в России только в начале 2018 года. Вероятно, что они будут действовать в той же редакции и в течение 2019 года.

Теория маломерного судна

Этот термин используется плавательными средствами длиной до 20-и метров. Они содержат не больше чем 12 человек, в число которых входят водитель и пассажиры. Средство может быть разной конструкции: парусным, гидроциклом, моторно-парусным, а также в виде спецконструкции. После проведения техосмотра каждый объект должен получить специальный класс, который записывается в форме кода с четырьмя знаками.

Таблица классов

Класс Описание
Первый 1-7 вид плавательного средства (прорезиненая лодка с мотором, гидроцикл и иные мотолодки), «П» и «К» — судна на подушке или крыльях подводного типа.
Второй наличие водонепроницаемой палубы
Третий разрешенные районы для плавания
Четвёртый количество людей на борту

Маломерное ТС содержит: корпус, двигатель, навигационную систему, но это только главные части. Во время курсов вождения осуществляется изучение того, что означает борт надводный, крен, плавучесть, валовая вместительность.

Нужно отметить классификацию моторных лодок и других плавсредств по различным параметрам. По назначению маломерное средство может быть разного типа:

  • прогулочный (катер для рыбалки, путешествий и туризма);
  • специальный или служебный типы (рыбнадзор, патруль спасения);
  • производственный (перевозка грузов, людей и подводные работы)

По типу движения отмечают такие виды: водоизмещающий, глоссирующий, на крыльях и воздушной подушке. Производят катера или моторные лодки из дерева, пластмассы или алюминиевого материала. Государственная инспекция МЧС России во время регистрации маломерных судов классифицирует плавательные средства по двух параметрам: ТС и места плавания.

Какой техникой Вы пользуетесь?
Сельхоз и спецтехника
14.08%
Лодка
20.55%
Квадроцикл
8.08%
Снегоход
4.12%
Катер
5.77%
Гидроцикл
2%
Яхта
1.77%
Погрузчик
14.35%
Трактор
16.01%
Экскаватор
13.27%
Проголосовало: 2599

Устройство маломерного судна

Судно – инженерное сооружение, которое свободно перемещается по водной глади и несет на себе грузы и пассажиров. Это определение имеет отношение к плавательным средствам морским и речным, а также к маломерным плавательным средствам.

Теоретический чертеж плавательного средства – сочетание кривых, которые изображают поверхность корпусной части, на базе него выполняются расчеты и строят лодки.

Главные плоскости корпуса мотолодки

Правила ГИМС

Диаметральная плоскость делит плавсредство на 2 части симметричного типа: левая и правая. Изображение катера в данной плоскости называют боком.

Плоскость мидель-шпангоута – поперечно-вертикальная. Она проходит через центр лодки и обозначается соответствующим знаком. Изображение плавсредства в данной плоскости является корпусом.

Главной плоскостью является горизонтальная плоскость, которая проходит через нижнюю часть теоретической поверхности корпуса. Изображение средства в ней называется полуширотой.

Основная линия – линия пересечения главной и диаметральной плоскостей моторной лодки. Каждая из секущихся плоскостей при пересечении с корпусной частью образует линию. В итоге появляется боковая часть, линии сечения на боковой части – батоксы.

Продольные балки:

  • киль – продольная балка днищевого набора, которая проходит по центру ширины судна от форштевня до ахтерштевня;
  • форштевень – продолжение киля, которым оканчивается набор корпуса лодки с носовой части;
  • ахтерштевень – оформление кормовой части, которым оканчивается набор корпуса судна с кормы;
  • транец – транцевая доска;
  • стрингеры – продольные балки;
  • карлингсы – подпалубные балки.

Поперечные балки: флоры, шпангоуты, бимсы.

Комбинированная система набора

Пиллерс предназначен для крепежа палубы и внизу упирается в точки пересечения флор (шпангоуты – на небольших судах) с балками днищевого продольного типа (киль, кильсон), а в верхней предназначен для подкрепления бимсов и карлингсов.

Элементы системы:

  • Корпус судна разделяется на отсеки с помощью переборок, защищенных от воды. Крайняя часть носа лодки между форштевнем и переборкой – форпик, а последний отсек – ахтерпик.
  • Моторная ниша, которая расположена выше уровня воды и снабжена шпигатами (проходы для слива жидкости), называется нишей-рецессом.
  • Внешняя обшивка лодки обеспечивает защиту корпуса от воды и одновременно принимает участие в обеспечении прочности судна.
  • Леерное ограждение содержит вертикальные стойки, объединённые друг с другом тросом и цепочками. Стойки могут быть соединены стальными прутьями.
  • Надстройки и рубки имеют большие катера и яхты. Многие моторные лодки располагают надстройкой, в которой рубка соединяется с комнатой для пассажиров.

Конструкция палуб, бортов, а также надстроек и рубок имеет схожие черты конструкции других палуб и бортов на лодках. Бортовая обшивка и переборки надстроек чаще всего узкие и отличаются от корпуса материалом.

Класс, который присвоен лодке, определяет допустимые места плавания, устанавливающиеся с учетом конструкции, мореходных параметров и качества изделия.

Правила ГИМС

Класс плавсредства соответствует категории сложности морских бассейнов, кроме прибрежных морских и внутренних водных, которые имеют класс, соответствующий разряду сложности данных мест плавания.

Категории и разряды сложностей на внутренних водных путях определяются министерством транспорта в установленном порядке.

Правила пользования на водных объектах

Чтобы получить права, важно изучить правила движения маломерных судов. Они есть в кодексе внутреннего водного транспорта России (КВВТ) от 2001 года. Они действуют на ВВП (внутренние водные пути), но есть исключение – реки с морским режимом. Правила использования маломерных судов на водных объектах распространяются на экипажи водных ТСв, ИП, а также юридических и иных лиц, осуществляющих судовое хождение на ВВП. Плавать разрешается зарегистрированным плавсредствам в ГИМС, располагающим регистрационным знаком и государственным флагом.

Использовать мотолодки можно после их госрегистрации в судовой книге, отметки бортовых номеров, осмотра, с учетом условий, нормативов требований по таким параметрам:

  • пассажировместимости;
  • мощности и числу двигателей;
  • допустимой площади парусов;
  • местам плавания;
  • высоте волны, при которой лодка может плавать;
  • осадке;
  • навигационному прибору;
  • сигнальным огням;
  • противопожарным средствам;
  • надводному борту;
  • спасательными и противопожарными методами.

Государственная регистрация, а также учёт, классификация и осмотр плавсредств осуществляется инспекциями по маломерным судам в составе основных управлений МЧС по источникам России и центрами государственной инспекции по небольшим лодкам.

Управление речным или морским средством разрешается лицам, имеющим соответствующую квалификацию. Судоводитель несет ответственность за учет установленных условий, требований по вместительности, районам плавания.

Владельцу нужно оснастить плавательное средство спасательными сигналами, а также навигационными предметами и противопожарными. Управлять можно только лицам, прошедшим процедуру обучения, имеющим полномочия соответствующей категории.

Другие правила судовождения:

  1. На водных объектах, которые не имеют судоходной навигационной обстановки, маневрирование моторных лодок должно выполняться с учетом правостороннего передвижения (левые борта).
  2. Безопасная скорость движения моторных лодок устанавливается основным инспектором с учетом условий плавания по ВВП.
  3. При плавании на маломерных плавательных средствах запрещается: а) управлять лодкой, которая не зарегистрирована в официальном порядке; не прошла осмотра; не имеет бортовых номеров; переоборудована без разрешения; нарушены нормы загрузки, пассажировместимости; нет удостоверения на право управления плавсредством; б) передавать лицу лодку, не имеющему удостоверения, или пьяному; превышать ограничение скорости; нарушать правила на поворотах, подаче звука, нанесению знаков и т. д.

Водителям должно соблюдать все правила судоходства, а также маневрирования и скоростного режима на воде. Запрещается управлять транспортом, находясь в состоянии опьянения, осуществлять передачу судна человеку, не имеющему прав. Запрещается использовать незарегистрированное плавсредство, ходить на нем после поправок в конструкции.

Правила плавания по внутренним водным путям

11 февраля 2019 года вышел приказ Министерства транспорта России в котором было сообщено о необходимости внесения изменений в правила движения по ВВП водного транспорта. Произведены поправки в пункт 48: суда государственного контроля могут показывать в разное время суток один проблесковый круговой огонь дополнительно к сигнальным огням.

К плаванию по внутренним водным путям РФ могут быть допущены суда, которые зарегистрированы в реестре. Плавание по ВВП разрешается только под государственным флагом Российской Федерации. На основании решения правительства может быть разрешено плавание, в т.ч для транзита, по ВВП отдельному судну под флагом другого государства.

Надзор за соблюдением требований обеспечения безопасности эксплуатации судов реализуется органами судоходной инспекции РФ. При аварии, транспортном происшествии или повреждении лодки нужно сообщить диспетчеру порта о случившемся.

Судоводитель несёт ответственность за соблюдение документа КВВТ, за обеспечение безопасности пассажиров. Экипажу нужно исключить ситуации, которые опасны для жизни, и другие обстоятельства, как повреждения лодки, загрязнения природы.

Перед плаванием, борт нужно оснастить спасательными изделиями, использующимися при происшествиях. Водитель судна после обнаружения аварии на воде должен быстро оказать помощь, если она нужна.

Средства идентификации

По данным правил КВВТ от 2001 (редакции текущего года), любое судно, подлежащее регистрации в Государственном реестре, должно иметь номер и название. Первое присваивается органом, в котором лодка ПВХ или катер на учёте. Номера должны быть нанесены на 2 части немного выше названия.

Каждый объект имеет позывной сигнал и номер судовой станции, чтобы связываться по спутнику. Но это прямо зависит от оборудования плавсредства. Исключение — судовые шлюпки, на которые указывают название и вместительность.

Визуальная сигнализация

Судоводителю нужно соблюдать правила визуальной сигнализации во время темноты. При этом нельзя ставить другие огни, чтобы они не помешали остальным экипажам. В дневное время ночные огни используются тогда, когда требуется обеспечение видимости, при ее недостатке.

Правила ГИМС

Есть такие виды сигнальных огней:

  • топовый;
  • бортовой;
  • кормовой;
  • буксировочный;
  • круговой;
  • проблесковый;
  • отмашка цветная или белая.

Нельзя использовать для визуальной сигнализации прожектор или мощный прибор освещения, потому что они могут вызвать ослепление, а это опасно для иных экипажей.

Ночная ходовая сигнализация

Катер должен имеет свой топовый, а также бортовой и кормовой огни. Пассажирские судна должны иметь огонь желтый проблесковый круговой. Бортовые огни можно объединить в единственный фонарь, который нужно установить на носу плавательного средства. Для парусных средств есть такие требования:

  • для яхты длиной до 7-и метров — круговой огонь белый на мачте и освещение паруса;
  • судна до 20–и метров — задние и бортовые огни можно соединить в фонарь на высоком столбе для парусов;
  • парусные плавсредства, длина которых больше 20 метров должны иметь огни бортового, кругового и заднего вида.

При ночной стоянке моторные лодки и катера, яхты несут один круговой белый огонь, установленный на высоком столбе. При транспортном происшествии обязателен круговой огонь белый с открытой стороны. А с той, где проход не может быть, необходимо три красных огня.

Дневная сигнализация

Суда, имеющие парус и мотор, должны нести темный конус, находящийся широкой частью вверх на видном месте. Во время стоянки с якорем понадобится чёрный шар, — его следует поставить на подходящей высоте, чтобы было видно. Для плавсредств на мели предполагается три шара чёрного цвета. Если судно повреждено и терпит крушение или нужна помощь, нужно сигнализировать таким образом:

  • монтировать шар над флагом или под ним;
  • подавать сигнал круговым огнём (мигая), прожектором или иными приборами освещения;
  • запустить ракетницы.

Если подача сигнала описанными методами не может быть устроена, то обратите внимание на экипаж. Они могут просить о помощи жестами, поднимая и опуская вытянутые руки — по информации «Правагимс».

Звуковая сигнализация

Звуковые и визуальные сигналы подаются самоходными транспортными средствами и другими, имеющими специальные приборы. Короткий звук должен подаваться не больше двух секунд, а продолжительный максимум 5. Если человек за бортом, то экипажу нужно проинформировать 3-я сигналами длительными. Перед оборотом подаются четыре коротких, а при предупреждении — 5 коротких сигналов.

Близко с городами звук может быть ограниченным. Это не имеет отношения к бедствию или иным случаям, когда сигнал нужен для предупреждения аварии.

Правила стоянки

Судоводители должны выбирать место для продолжительной стоянки как можно более близкое к береговой линии. Это требуется, чтобы не создавалось препятствий для иных плавсредств. Моторную лодку нужно ставить на якорь или пришвартовывать с учетом ветра, уровня воды, волны. Нельзя останавливать на стоянку:

  • на местах со знаками запретов;
  • недалеко от мостов, ЛЭП, подводного трубопровода;
  • на суженых участках или рядом с берегами, имеющими прижимное течение;
  • у входа в притоки.

Маломерные плавсредства судовладельцы часто останавливают на специально оборудованных стоянках, которые имеют охрану. Если надзор отсутствует, то нужно хорошо примкнуть лодку и вытащить силовой агрегат. Плавательные средства запрещено оставлять без присмотра, потому что им могут пользоваться другие люди, а ответственность будет нести сам хозяин.

Все владельцы маломерных судов должны непросто зарегистрировать свою технику в Государственной инспекции, но и верно её эксплуатировать. Нужно знать правила по управлению маломерным судном на реке и других водных объектах.

Обязанности водителя маломерного судна

Судоводителю нужно иметь при себе такие документы:

  • удостоверение на возможность управления судном этой категории в установленном месте с подходящей мощность двигателей;
  • судовой билет с пометкой о регулярном техническом осмотре плавательного средства по правилам пользования маломерными судами;
  • лист — путевой или маршрутный (для лодок, которые принадлежат организациям);
  • документы на груз для перевозки;
  • на судах, которые относятся гражданам (если те на судне судовладельца), доверенность на управление тс, заверенную.

Перед плаванием нужно проверить корпус, исправен ли он, а также двигатель, освещение, другое оборудование. Важно проверить наличие спасательных, противопожарных средств, водоотливных устройств, соответственно табелю снабжения подходящего класса судна и записи в билете.

Судоводитель должен, например:

  • смотреть за тем, чтобы пассажиры не создавали проблем и не отвлекали от управления;
  • оказывать первую медицинскую помощь терпящим беду на воде, доставлять пострадавших в лечебное учреждение;
  • предоставлять лодку медработникам, полиции, сотрудникам лесного хозяйства, инспекции.

Судоводитель обязан останавливаться и предъявлять сотрудникам инспекций, МВД для проверки личные документы: удостоверение на право управления, путевой лист, судовые свидетельства, документы на груз (для перевозки). Судно останавливать нужно в безопасном месте, вне основного потока движения мотолодок.

Выводы

Перед регистрацией в инспекции владельцу нужно пройти обучение, ознакомиться с теорией и устройством лодки или катера, а также изучить правила ГИМС судоходства, которые устанавливают законные действия рулевого плавсредства. При невыполнении установленных законодательно правил возможно наложение административного штрафа на должностных лиц и санкций, которые предусматривают лишение прав.

Вы можете задать свой вопрос нашему автору:

Руководитель школы судовождения ГИМС

Оцените автора
Добавить комментарий