Лодочные моторы

Выбрать мотор для лодки не так просто, как кажется на первый взгляд, среди большого разнообразия представленной продукции подобрать наиболее подходящую модель достаточно сложно. Лодочные моторы имеют много разновидностей, разобраться в этом помогут необходимые характеристики. Чтоб выбранная модель идеально подошла к плавсредству, необходимо заранее изучить ассортимент и научится отсеивать ненужные варианты. Правила подбора далее рассмотрим более подробно.

Типы лодочных моторов

Отправляясь на озеро или водохранилище часто рыбаки понимают, что именно лодки им сейчас и не хватает. А те, у кого весла в руках не смогут заплыть далеко, поработать для этого придется немало, но течение и погодные условия могут внести свои коррективы в передвижение плавсредства.

Установка мотора поможет сэкономить силы, а главное за короткий промежуток времени рыбак окажется в нужном месте и сможет больше времени посвятить любимому занятию. Поход в магазин за лодочным мотором с первого раза может не увенчаться успешной покупкой, торговые точки обычно предлагают большой выбор данной продукции. Чтоб с покупкой сложилось сразу надо знать несколько самых необходимых характеристик, отталкиваясь от которых и проводят выбор.

Прежде всего необходимо определиться какой мотор подойдет по типу. Современные плавсредства позволяют устанавливать два типа, бензиновые и электрические, каждый из которых будет иметь свои положительные и отрицательные стороны. Кроме этого, важным элементом в каждом из них будет конструкция, которая заставляет плавсредство перемещаться.

Ваш любимый трофей
щука
25.08%
окунь
8.43%
судак
10.2%
карп
15.57%
хариус
2.64%
сом
4.8%
плотва
5.44%
лещ
18.71%
налим
2.56%
жерех
2.41%
карась
4.15%
Проголосовало: 17211

Винтовые

У винтовых перемещение осуществляется при помощи вращения гребного винта. Данная разновидность применяется на всех видах водного транспорта, имеет простую конструкцию и невысокую стоимость.

Особо ценится данная конструкция на глубине, мелководье для нее не желательно. При очень малых глубинах винт может зацепиться за растительность, коряги, дно и просто сломаться.

Стоимость лодочного мотора

Турбинные

Турбинные конструкции работают немного иначе, сам винт у них спрятан. В движение лодка приводится всасыванием воды с одной стороны и выталкиванием с другой стороны винтом.

Такой вид мотора можно применять даже на небольших глубинах, начиная с 30 см. Турбинному приводу не страшна загрязненная вода, его часто ставят на плавсредства на пляжах, катание на водных лыжах проводят только при наличии такой конструкции мотора.

Регулировка погружения винта

Недостаточное погружение винта не сможет дать плавсредству нормально передвигаться по воде, даже мощный движет будет ползти как черепаха. Если же винт будет погружен ниже нормы, то это создаст дополнительную нагрузку на мотор. Чтоб избежать сложностей электродвигатели снабжены регулировкой без наклона, бензиновые же регулируются наклоном относительно горизонтальной оси.

Физические параметры

Существую показатели, которые прямо влияют на выбор мотора для лодки. Учитывать их обязательно, от них зависит безопасность передвижения и многое другое.

Вес и габариты

Зачем нужны эти показатели новичок не поймет, показатели веса важны для расчета баланса плавсредства и ее грузоподъемности. Стоит понимать, что вес бензинового двигателя указывается без учета бака с топливом. Кроме этого, габариты должны находиться в соответствии с размерами лодки.

Электромоторы весят значительно меньше, чем двигатели на бензине.

Вес мотора зависит от мощности, чем больше лошадок спрятано внутри, тем тяжелее будет предмет и размеры его будет внушительней. Масса моторов колеблется от 3 до 350 кг, при этом от лошадиных сил вес зависит так:

  • 6 лошадок весят до 20 кг;
  • 8 лошадок до 30 кг;
  • 35 лошадиных сил превращаются в 70 кг.
Виктория Лещенко
Работаю в отделе рыболовных снастей. Могу помочь в сборе практически любой снасти.
Задать вопрос
Часто производитель моторов указывает, на лодку какой длины и веса лучше всего ставить то или иное его изделие.

Высота транца

Транец находится на корме, на него устанавливается двигатель. Чтоб установка прошла успешно и винт расположился на нужной глубине, необходимо правильно подобрать мотор в соответствии с этим показателем. Обозначение этого показателя в паспорте как к лодке, так и к мотору проводится латинскими буквами, расшифровка нужна обязательно:

  • S используется для обозначения транца в 380-450 мм;
  • L обозначает 500-570 мм;
  • X соответствует 600- 640 мм высоты;
  • U имеет максимально возможное значение, которое равно 650-680 мм по высоте.

Антикавитационная плита лодочного мотора и нижняя точка транца должны иметь зазор в 15-25 мм.

Типы крепления

Крепление мотора к плавсредству тоже важно, сейчас используют четыре вида:

  • жесткий способ зафиксирует привод на транце прочно, повернуть его будет невозможно;
  • поворотный позволит двигаться мотору по вертикальной оси;
  • откидной способ характеризуется движением мотора по горизонтали;
  • поворотно-откидной разрешит движение мотору как по горизонтали, так и по вертикали.

Последний вид крепежа значительно упрощает управление плавсредством.

Подъем мотора

Некоторые ситуации на воде требуют поднятие мотора, швартовка на отмели без этого будет невозможна. Поднять двигатель можно двумя способами:

  • вручную поднимают при помощи румпеля, такой механизм стоит на небольших плавсредствах с относительно легкими двигателями, тяжелые и мощные моторы так поднять не получится;
  • электрогидравлический механизм поднимет мотор одним нажатием кнопки, стоит он не дешево, поэтому чаще всего его можно встретить на мощных моторах крупных плавсредств.

Мотор в поднятом состоянии при длительной стоянке будет менее подвержен коррозии, что продлит его эксплуатацию.

Моторы внутреннего сгорания

Чаще всего для большей мощности и соответственно более быстрого перемещения на воде используются двигатели внутреннего сгорания, для них характерно использование жидкого горючего. Различий у таких моторов много, но есть и общие характеристики.

Количество цилиндров

Моторы на жидком топливе работают за счет движения в них поршня. Различают двухтактные и четырехтактные двигатели, устройство первых примитивно, их используют для оснащения небольших плавсредств на короткие дистанции. Четырехтактные более мощные, да и размерами отличаются от своих младших сородичей.

Двухцилиндровый мотор имеет более простую конструкцию, что упрощает работу. Они более дешевые, но применять их возле пляжей или в местах с экологией ниже среднего уровня нельзя.

Четыре цилиндра будут более мощными, но и места будут занимать поболее, чаще всего их используют для троллинга.

Рабочий объем

Мощность двигателя на бензине напрямую связана с камерой сгорания. Чем больше рабочая камера, тем больше потребляется горючего и выше мощность мотора.

Расход топлива

Мощность двигателя напрямую зависит от того, сколько топлива израсходуется, соотношение растраченного горючего за час работы и будет этим показателем. При выборе мотора стоит обращать внимание на расход горючего, разные модели при одной мощности могут потреблять разное количество.

Тип топлива

Марка горючего важна для нормальной работы двигателя. Показатели мощности будут всегда на высоте, если используется топливо с октановым числом не меньше указанного. Горючее с более высоким показателем применять можно, на работе мотора это никак не скажется.

Как выбрать надёжный лодочный мотор?

Тип системы смазки

Без смазки мотор работать долго не сможет, чем больше мощность, тем больше масла потребуется. Проводить смазку можно двумя способами:

  • ручная применяется в самых простых конструкциях, готовят смесь вручную, от сюда и название. Приготовление потребует максимум внимания, пропорции должны быть строго соблюдены.
  • Раздельная применяется в более дорогих моделях моторов, масло заливается в свой отсек, а бензин в свой. Далее при работе система сама регулирует сколько масла необходимо подать.

Последний вариант не позволит себе ошибок, а значит мотор будет работать долго без сбоев.

Запуск

Для запуска лодочного мотора могут использоваться три разных метода:

  • ручной метод заключается в простом подергивании тросика, который приводит в рабочее состояние мотор. Это дешевый и действенный способ, при котором дополнительные средства не понадобятся.
  • Электрический метод подразумевает наличие стартера, питающегося дополнительно от аккумулятора. Такие механизмы более дорогостоящие и занимают значительное место.
  • Смешанный тип включает в себя оба вышеописанных метода. Обычно всегда применяют стартер, но при экстренных случаях отличным помощником станет тросик для завода.

Смешанную систему применяют для плавсредств от 25-45 лошадиных сил.

Электромоторы

Возможности мотора, работающего от аккумулятора, измеряются немного иначе, на нем указывают тягу. Этот параметр показывают для покупателей в килограммах, чтоб правильно подобрать мотор необходимо предварительно изучит таблицу с показателями для каждого вида лодки по весовой категории.

Аккумуляторы служат источником питания, каждый мотор рассчитан на свое напряжение. Чаще всего аккумуляторы выделяют 12 вольт, поэтому для мотора с 24-вольтовым поглощением необходимо иметь два таких прибора, включенных последовательно.

Мощность электродвигателя зависит от потребляемого максимального тока, при этом чтоб двигатель работал нормально максимальный ток разрядки аккумулятора должен превышать потребляемый мотором максимум на 15%-20%.

Важные характеристики

Выбирая двигатель для лодки внимание обращается на все, но правильно ли это? Какие самые важные показатели и характеристики, которые будут влиять на работу плавсредства? При выборе двигателя внимание заостряют на нескольких пунктах. Далее мы рассмотрим их более тщательно.

Мощность

Данный показатель измеряется в лошадиных силах, чем больше их количество, тем быстрее сможет перемещаться плавсредство по водоему. Сильный мотор ставят и на тяжелые судна, грузоподъемность здесь тоже важна.

Виктория Лещенко
Работаю в отделе рыболовных снастей. Могу помочь в сборе практически любой снасти.
Задать вопрос
Для эффективности и безопасности перемещений необходимо выбирать мотор мощностью в диапазоне 60%-80% от рекомендованного для отдельно взятой лодки.

Аварийный выключатель

Данная функция очень важна, ведь при попадании человека за борт лодка остается без управления. Аварийный выключатель поможет избежать негативных последствий при таком развитии событий. Перед выходом на воду на запястье одевается своеобразный браслет со специальным креплением. Когда человек резко дергает за тросик мотор глохнет, лодка останавливается.

Максимальное число оборотов в минуту

Скорость судна нарастает при увеличении количества оборотов, максимальное число которых лучше не превышать. Стоит понимать, что высокие показатели достигаются за счет увеличения степени шума. В большинстве случаев во избежание перегрузки встраивается система ограничения, которая не допустит перегрева.

Количество скоростей

Бензиновые моторы имеют от 2 до 5 скоростей, переключение которых происходит через коробку передач. Для электрических моторов переключение производится автоматически и более плавно.

Охлаждение лодочного мотора

На лодочных моторах используется одна из двух систем охлаждения:

  • воздушную считают менее эффективной, таким способом можно охладить лишь моторы до 15 лошадок;
  • водная использует воду с водоема, ее применение усложняется в загрязненных реках и озерах или в прудах с большим количеством растительности.

Водная пользуется большей популярностью, она дороже и эффективнее.

Передача

Система передач измеряет скорость и регулирует направление судна. Стандартно используется три передачи:

  • передняя осуществляет движение вперед и обычно имеет несколько скоростей;
  • задняя применяется для перемещения судна назад, у более дешевых моделей может вообще отсутствовать;
  • нейтральная позволяет лодке находится на месте при работающем моторе.

Заводить мотор необходимо с выключенной передачей, иначе перегрузка мотору обеспечена.

Как узнать год выпуска лодочного мотора?

Разновидность систем управления

Управление судном тоже немаловажно, для небольших и средних лодок используют румпель. Для более мощных применяются дистанционные системы управления.

Есть и совмещенный вид управления, только ставят их не на все виды лодок. Перед тем, как выбрать управление, стоит предварительно поинтересоваться возможно ли это для вашего плавсредства.

Дистанционные системы управления

Рулевое управление заключает в себя три разновидности:

  • механическая осуществляется при помощи тросиков, которые проложены вдоль бортов. Поворот руля натягивает или ослабляет тросики, которые и корректируют движение.
  • Гидравлическая применяется для плавсредств мощностью более 150 лошадок. Высокая стоимость единственный недостаток, в остальном управление проходит идеально. Есть возможность подключения автопилота.
  • Электрическая система очень схожа с механической, только вместо тросиков проложен кабель. Таким методом можно управлять несколькими устройствами одновременно.

Дистанционные системы самые простые, они не требуют применения силы, а управление румпелем без постоянного присмотра невозможно.

Вы можете задать свой вопрос нашему автору:

На протяжении последних шести лет усердно тружусь в отделе рыболовных снастей. Могу помочь в сборе практически любой снасти.

Оцените автора