Самодельные вездеходы на шинах низкого давления

На территории нашей страны не везде есть хорошие дороги без болот и грязи, поэтому нужен вездеход, который сможет проехать труднодоступные места. Далее мы рассмотрим самодельные вездеходы на шинах низкого давления, принципы их создания и изучим некоторые рекомендации для начинающих конструкторов. Начнем с классификации вездеходов.

Разновидности самодельных вездеходов

Среди самодельщиков большой популярностью пользуются две основные модели – гусеничные машины и снегоболотоходы своими руками на шинах низкого давления. На этих примерах и будем знакомиться с машинами.

Гусеничные

Достаточно сложные в изготовлении вездеходы имеют преимущества и отрицательные качества. Из положительных – это хорошая проходимость, в данном отношении у гусеничных моделей отсутствуют конкуренты. Машины этого класса часто производятся с применением двигателей ВАЗ, поэтому расход горючего у них больше по сравнению с другими, но и запаса мощности хватает в отличие от аналогов с мотоциклетными силовыми агрегатами.

Отрицательными качествами являются большой расход топлива и высокая стоимость вездехода. Даже с учетом того, что многие комплектующие могут быть в наличии, денежные затраты будут больше, если сравнивать с колесными моделями.

Модели на шинах низкого давления (ШНД)

Их создают на базе рамы и двигателя от мотоцикла. Сделать 3-х колесный вездеход ШНД гораздо легче, чем модель из гусеницы, при этом сложных в производстве элементов нет, а комплектующие части намного дешевле и доступнее, тот же силовой агрегат от мотоцикла будет стоить дешевле. Конечно, степень удобства ниже, но можно сделать на самодельном каракате маленькую кабину и оборудовать ее обогревающим прибором.

ТТХ агрегата

Приведём средние техническое характеристики самоделок на шинах низкого давления:

  • ломающаяся рама;
  • колеса УРАЛ;
  • двигатель японский, дизель, три цилиндра, примерно 30 л/с;
  • коробка передач;
  • раздатка НИВА;
  • рулевой механизм.

Cнегоболотоход своими руками на шинах низкого давления

Вездеходы на спец.шинах низкого давления являются популярными среди конструкторов и у этого есть определенные причины, одна из которых простота изготовления.

Принцип создания вездехода на колесах

Для начала определитесь со своими потребностями и поймите, какой тип машины вы хотите сделать. Тут многое зависит от условий и личного желания, поэтому что-то порекомендовать сложно.

Рекомендации начинающим:

  • если нет опыта работы с механизмами гус. типа, то начните с простой пневматики;
  • определитесь с условиями эксплуатации, вместимостью, грузоподъемностью и, исходя из этих данных наметьте общую концепцию будущей машины;
  • перейдите к эскизному проекту вездехода, на котором в общих чертах;
  • наметьте компоновку и расположение всех узлов и агрегатов транспортного средства, не забываем и о водителе с пассажирами, если аппарат многоместный.

Теперь определимся с обстоятельствами эксплуатации, характеристиками такими как вместимость и грузоподъемность. С учетом этой информации наметьте концепцию машины в будущем и перейдите к проекту вездехода эскизного типа, где в общем есть компоновка и расположение каждого узла и агрегата ТС. Важно помнить о водителе, пассажирах, их количестве, чтобы рассчитать места для них.

Для удобства создания компоновочных эскизов, сделайте из уплотнённой бумаги большие модели главных частей машины, а также фигурки людей в том же масштабе – так удобнее на первом этапе, чем постоянно рисовать одни и те же контуры в поисках наилучшего расположения.

Двигатель или мотоблок

Подойдет не любой силовой агрегат, основное требование к нему – функция принудительного охлаждения, потому что вездеходы ездят на небольших скоростях, и простой мотор от мопеда может перегреваться. Если было решено использовать небольшой двигатель от мотоцикла, то нужно охладить его, используя вентилятор и кожух, направляющий движение воздушного потока.

Силовой агрегат должен иметь нормальный запас мощности, чтобы обеспечить вездеходу возможность проезжать в разных условиях. Для расчета подходящей нужно использовать формулу: nдв. макс. =10-3 Nуд.mп; (nдв. Наибольшая мощность, Nуд – удельная мощность на одну тонну веса, находящаяся в пределе 20 – 35 л.с.).

Если есть желание использовать машину в течение круглого года, лучше воспользоваться 4-х тактным силовым агрегатом. Эти двигатели просто запускаются и стабильно функционируют при минусовой температуре по сравнению с 2-х тактными моделями. Точных рекомендаций по разновидностям мотора, бензинового или дизельного, нет, но у всех есть свои особенности и положительные-отрицательные качества.

Среди моторов производителей России хорошо зарекомендовали себя варианты от мотоциклов, а из автомобильных распространены модели семейства «ЗАЗ». Достаточно часто можно видеть силовые агрегаты, которые собраны на базе тракторных пускачей с использованием элементов иных моторов, они работают с разными типами сцепления и коробками передач. Сейчас распространены вездеходы самодельные, которые состоят из мотоблока, что связано с возникновением на рынке дешевых двигателей производства КНР.

Энтузиасты создают самоделки на гусеничном ходу и больших шинах с использованием китайских силовых агрегатов, которые производятся по сертификату японских производителей. Они отличаются высоким качеством и небольшой ценой при нормальных мощностях.

Основные части машины, которые можно приобрести или изготовить самостоятельно на базе мотоблока:

  • рама —организует мобильное ТС;
  • задний мост (предназначен для того, чтобы монтировать задние колёса);
  • посадочное место — его рекомендуется защитить от воды и грязи;
  • освещение требуется для безопасного движения в любое время.

Вездеход, произведённый на мотоблочной основе, часто маломестный, грузоподъемность не больше 200 кг. Ширину можно рассчитать, учитывая условия устойчивости к опрокидыванию, она должна быть в пределах от 1.1 тыс. мм и больше.

Новые мотоблоки от производителей Нева, МТЗ и Угра оборудованы двигателями с мощностью выше 10 л.с., этого хватает для движения со скоростью 10 км/ч и более. По бездорожью, во время прохождения жижи или сложных мест скорость может быть в пределах 1-2 км/ч.

Ходовая часть

Конструкция ходовой части имеет независимые подвески, при этом технологически они сложнее, но обеспечивают удобства водителю и пассажирам. Вместе с колесами на базе пневматиков получается хороший эффект.

Рама есть разных видов: просторная, плоская, цельная или раздельная (для машин с гусеницами или колесами). При этом сочлененный тип вездехода имеет хороший потенциал для конструкторской мысли. Но из-за сложностей находит небольшое применение в такой сфере, как вездеходы самоделки.

На базе мотоблока часто создают машины повышенной проходимости. Для этого есть несколько причин:

  • защищенный транспортный блок, который имеет высокие тяговые данные, собран на раме;
  • управление перенесено на удобные рукоятки;
  • масса мотоблоков небольшая, поэтому они сгодятся для перевозки на место в багажнике, кузове или на прицепе автомобиля.

Легкий мини-вездеход получил большую популярность у охотников и рыбаков, в промышленности пока нет перспектив в разработке комплектов навесного типа оборудования, который преобразует мотоблок в транспортное средство высокой проходимости. Есть достаточно интересные примеры создания подобных изделий и большой простор для идей во время разработки современных качественных устройств.

Как сделать самодельный колесный вездеход

Самодельные вездеходы на шинах низкого давленияРисунок 1. Схема вездехода.

Рекомендуется оснастить агрегат устройством — редуктором, который занижает обороты двигателя. Оптимальные показатели по крутящему моменту два типа агрегатов имеют тогда, когда частота вращения коленчатого вала достигает 85% от максимальной.

У двигателя должна быть встроена система принуд. охлаждения. Во время движения на небольшой скорости, набегающего потока не будет достаточно для поддержки оптимального теплового режима.

Рама вездехода

Самодельные вездеходы на шинах низкого давленияРисунок 2. Чертёж рамы-переломки.

Между двумя мостами, передним и задним, нужна рама. Для ее создания лучше использовать профильные трубы разного типа сечения, обеспечивающие большую жесткость по сравнению с катаными углами этой же массы.

Стыковка частей рамы колесного типа вездехода может быть жесткой, тогда он будет сформирован в одном формате. Применяя тяжелые мотоблоки «Нева», нужно отметить, что этот вариант конструкции будет лучшим.

Создают переломную раму для мест со сложным профилем. В этом случае, соединение осуществляется через шкворень. Мосты спереди и сзади оснащены подвеской независимого типа. Эти вездеходы специалисты производят на основе мотоблоков компаний «Нева» и «Угра».

Для того, чтобы охотиться и рыбачить, можно сделать колесный вездеход с ломающейся рамой, его проходимость будет лучше по сравнению с жесткой конструкцией.

Задний мост с подвеской

Энтузиасты-самодельщики, чтобы упростить конструкцию, применяют готовый задний мост от машины, например, от автомобиля «Москвич-412». Небольшая масса дает возможность выполнять монтаж на вездеходе, имеющим небольшой вес. Подвеску создают на амортизаторах для обеспечения плавного хода и пониженной вибрации. Другие специалисты создают подвеску независимую на колеса, находящиеся сзади. Этот подход выполнен на ТС «Муравей». При движении ощущается небольшое раскачивание, при этом сами колеса ощущают небольшое сопротивление на неровных дорогах, сильно снижается расход топлива.

В процессе производства вездехода, задний мост нужно соединить с рамой при помощи длинных закаленных болтов. Для пластичного сочленения используются прорезиненые вставки, к примеру, сайлентблоки. Это улучшает эксплуатационные характеристики вездехода, созданного на базе мотоблока.

Задний мост на лыжах используется зимой. Сопротивление движению небольшое, при этом конструкция сильно упрощается.

Самодельные вездеходы на шинах низкого давления
Рисунок 3. Колеса (камеры низкого давления)

Для движения по влажному и грязному грунту нужно использовать грунтозацепы, которые обеспечат хорошее сцепление. Лучше показатели проходимости у самоделки снегоболотохода на колесах сверхнизкого давления, оказывающих небольшое давление на землю, а воздух, содержащийся в камерах, обеспечивает плавучесть.

На заднем мосту транспортного средства используют самодельные или специальные колеса для болотоходов. Покупают их в комплекте или отдельными компонентами: покрышка, камера, диски.

Самодельные диски под пневматики создают посредством сваривания обычных дисков и пластин с помощью металлических труб. Это увеличение нужно для подгонки маленького диаметра диска автомобиля под камеры и их дополнительного закрепления.

Вездеход на основе мотоблока

На диск установите большую камеру фирменную, или другую от таких автомобилей, как КАМАЗ, ГАЗ 53. Потом сделайте следующее:

  • в проход диска нужно вывести воздушный клапан;
  • колесо накачать воздухом;
  • шины установить на самодельный снегоход.

Увеличить проходимость колес на камерах низкого давления можно, сделав протектор. Нужно дополнительно закрепить камеры при помощи цепей, ленты, траками или иным методом.

Вырежьте из покрышки грунтозацеп накладной, глубина зацепа конструкции более 23 мм. Сопротивление к перекатыванию увеличивается, при этом сильно снижается коэффициент буксования.

Сборка

При подготовке инструментов, запасных частей и комплектующих можно начать сборку по плану. Нужно выполнить такие действия:

  1. На обработанную или уже готовую раму установите мотоблок.
  2. Монтируйте задний мост и, если нужно передний.
  3. На раму установите сидение.
  4. Если есть чертеж и схема, монтируйте руль.
  5. К раме прикрепите защиту, ее сделайте из пластмассы или профлиста.
  6. Будущему водителю нужно проверить посадку и при необходимости воспользоваться дополнительными элементами для её настройки.
  7. Проверьте работоспособность тормозов.
  8. Установите электроцепи и аппараты освещения.

При изготовлении отдельных элементов и узлов нужно проверить их функциональность, тут предусматривается большой запас прочности. После выполнения испытаний приступите к полевым работам и посмотрите, как едет машина в разных ситуациях. Для снижения давления на землю используйте гусеницы, вес которых распространяется по площади траков. Этот движитель на основе мотоблока преодолевает пески, заболоченные места, подъемы и другие препятствия.

Cнегоболотоходы на колесах сверхнизкого давления самоделки

 

Есть самодельщики, которые создают траки для гусениц из металлической пластины, толщиной более пяти миллиметров. К пластинам приделывают кольца из труб водопровода. Иной тип исполнения траков – целиком из труб поливинилхлоридных, которые нарезаны вдоль. Элементы гусеницы монтируют друг с другом на транспортерном изделии или иной основе.

Траки вездехода с двигателем от мотоблока

Легче всего создать их из материалов композитного типа, для этого применяют стекловую ткань и смолу эпоксидного вида. Для каркаса применяют арматуру. В спец. формах создают траки. Изготовив подходящее количество, их собирают в гусеницу. При создании гусеницы из композита применяют компоненты для соединения стойких к износу стальных элементов.

Есть разные виды применения траков. Наиболее легкий метод производства гусеницы для вездеходов на основе мотоблока – из ленты. Для 1-го трака понадобятся 2 полосы – их объединяют в кольцо, а после этого при помощи стальной трубы делают гусеницу.

Вездеход с оборудованным спальным местом

Постройка займет минимум 2 месяца. Сначала нужно представить общую компоновку, спроектировать раму, используя программу САПР «СолидВоркс». Этот подход сэкономит время. С помощью чертежей конструкции можно воплотить их в металле, не тратя время на подгонку компонентов.

Важной задачей при создании этой модели вездехода является оборудование устройства спальным местом. Для этой цели самодельные сидения, перемещая по полозьям на бортах, можно преобразовывать в ложе длиной 1,9 тыс. мм. Это актуально для охотника, рыбака и тех, кому хочется переночевать на природе.

 

Самодельные вездеходы на шинах низкого давления
Рисунок 4. Чертеж съемного верхнего каркаса

Рекомендуется выбрать переднюю моторную компоновку, потому что она обеспечивает возможность планирования заднего большого багажного отсека, создания сиденья пассажирского. В целом, места будет много по сравнению с заднемоторной схемой.

Необходимые элементы:

  • Базовая часть машины – кузов-лодка. Каркас ее сделан из профиля квадратной формы размером 40х40, толщиной полтора миллиметра.
  • Чтобы облегчить конструкцию на диагонали рекомендуется профиль таких размеров 40х20х1,5 мм.
  • Для осей и ребер кузова нужно использовать профлист 50х50х3 мм. Там, где он выходит из кузова, нужно приварить косынки для улучшения. На практике для маленького вездехода прочность кузова при применении материалов, описанных выше, достаточная.

Осуществите сварку кузова полуавтоматом (сечение проволоки 0,8 мм). С внешней стороны обшейте листами из стали толщиной 1,25 мм, подкорректировав по нужным размерам. Листы положите на профиль, чтобы они зашли с напуском 5 мм.

Рисунок 5. Габариты кузова – чертеж.

Самодельные вездеходы на шинах низкого давления

На чертеже показана основа машины (источник Umeltsi.ru). Верхняя часть лодки должна быть съемной. Каркас сварите из профиля размером 20х20 мм, а в нижней части вдоль бортиков положите листы 1,2 мм. Их прикрутите саморезами. Передняя часть проема каркаса закрыта небольшой сеткой, которая пропускает воздух к мотору, потому что он закрыт по бокам и нуждается в охлаждении. Точки расположения стыковки элементов во время сборки нужно помазать герметиком.

Двигатель и трансмиссия

ЭлементыОписание
Производитель«Карвер»
Мощность15 л.с
ОхлаждениеВоздушное с ручным стартером
Коробка передачПятиступенчатая от ВАЗ классического типа закреплена на кузове на 4 болтах спереди и на 2-х сзади.
Вал карданныйПередает крут. момент редуктору заднего основного моста. Число передаточн.: 1,2
Рычаг коробки передачРасположен в центральной части машины по длине (рекомендуется изменить расположение на более близкое к двигателю).
СцеплениеАвтоматическое центробежное
РедукторОбеспечивает понижение 1:2

Двигатель прикрепите к раме кузова, под мотор подложите часть резины (толстой) для снижения вибрации.

С редуктора на коробку установите цепь от мотоцикла, шагом 12,7 мм. Ее передаточное отношение 1:3,42. Коробка передач на кузове: передняя часть на 4-х болтах, а задняя на двух.

Тормоз

Изменение траектории осуществляется посредством замедления движения гусеницы с определенного борта. Основные тормозные цилиндры находятся по боковым частям у бортов, а не вблизи рычагов управления. Такая компоновка позволяет применять трубки медные для 2-х магистралей тормозного типа.

Рычаги созданы из профиля размером 40х20 мм, ручки из трубы диаметром 16 мм. В нижней части рычаги установлены к трубам: правый к удлиненной с внешним размером 20 мм, а левый к небольшой, диаметром 25 мм. Главная ось правого рычага идёт от бортика до бортика и держится на болтах, которые вращаются в ушках, приваренных к рёбрам каркаса кузова. Таким же образом обустроено управление тормозом левого борта, но рычаг качается на укорочённой трубе, которая охватывает первую, проворачивающуюся. В маленький зазор промеж труб с помощью прессовой маслёнки нужно закачать немного смазки.

На оси ведущего колеса установлено по тормозу (диск), где применяются суппорты от ВАЗ по два на каждое колесо. Гидравлически соединены последовательно друг с другом. Другие 4 колеса — катки, и они свободно вращаются на ступицах.

Крепление гусеницы

Самодельные вездеходы на шинах низкого давления

Рисунок 6. Гусеничный болотоход.

Все колёса (3 штуки) каждого борта расположены в 1-й плоскости по вертикали, а по горизонтали средний мост на 25 мм. В качества гусениц можно использовать ленту транспортерную (толщина 12 мм). С ней нужно провести некоторые действия:

  1. Распилить на полоски шириной 12 см и длиной 520 см.
  2. Нарезать 100 углов 25х25 мм длиной 40 см по 50 на 1 трак.
  3. Из этого угла напилить такое же количество частей, длиной по 10 см и приварить к первым по центру.
  4. По границам всех углов просверлить проходы, чтобы в них болты М8 проходили свободно, а расстояние между отверстиями должно быть в пределах 50 мм. К углам от центра приварите двуобразные клыки, которые согнуты из прутья размером 10 мм. С углами они формируют дорогу, по которой будет перемещаться элементы гусеницы. Высота клыка длиной 20 см.
  5. Для сгибания клыков нужно использовать приспособление типа трубогиба. Детали зафиксировать болтами М8 с расстоянием 100 мм на лентах. Расстояние между ними зависит от колес.

Два конца лент соедините нахлестом на длине немного больше шага, чтобы было 8 болтов (два угла). Тут нужно использовать болты более длинные, после чего сшить траки по местоположению катков и натянуть ленты стяжками для груза, а колеса накачать до одной атмосферы.

 

Вы можете задать свой вопрос нашему автору:

Даниила Рукин

Специалист по снегоходу "Буран". Занимаюсь рыболовством в свободное время.

Оцените автора
Вестник рыбака
Добавить комментарий

Adblock
detector