Сани для снегоходов: основные разновидности

Большинство владельцев снегоходной техники рано или поздно задумываются над приобретением буксируемого устройства. Санки для снегохода являются не роскошью, а необходимостью, поскольку на сам трак можно поместить не так уж много груза.

Описание, технические характеристики

Сани, они же нарты, для снегохода позволяют перевозить грузы на довольно большие расстояния по глубокому и рыхлому снегу. Большинство современных утилитарных и туристических лыжно-гусеничных вездеходов имеют сцепное устройство, которое позволяет подсоединять прицеп. Все санки оборудованы универсальным креплением, которое подходит как для снегоходов, так и для мотособак.

Сани для снегоходов

Прицепные сани удобно использовать:

  • для транспортировки грузов в отдаленные поселки по снежной целине;
  • в экспедициях;
  • для хозяйственных работ;
  • в спасательных мероприятиях.

Большой популярностью сани пользуются у любителей зимней рыбалки и охотников. В них можно положить необходимые снасти, инструменты или дополнительную канистру с бензином. Существует несколько видов нарт для мотовездеходов, каждый из которых имеет свои технические характеристики и конструкцию. Также в интернете можно найти множество чертежей и схем для изготовления корыта своими руками.

Сани к снегоходу

Габариты саней-волокуш:

Длина1.8-2.8 м
Ширина70-110 см
Высота35-50 см
Вес10-35 кг

Толщина пластиковой стенки – 5-10 мм в зависимости от модели. Соответственно малогабаритные санки имеют меньшую толщину пластика, чем более серьезные модели.

Пассажирские прицепные снегоходные конструкции имеют более сложное устройство. Помимо габаритов, здесь учитывают такие параметры, как:

  • тип подвески;
  • размеры платформы;
  • вид рамы;
  • максимальная грузоподъемность;
  • тип и характеристики мест для пассажиров.

Также в прогулочных санях важную роль играет количество посадочных мест. Обычно их число варьируется от 2 до 10.

Особенности конструкции саней для снегохода

конструкция саней для снегохода

Каждый тип снегоходных нарт имеет свои особенности в конструкции. В передней части саней-волокуш производители иногда устанавливают отбойник от снега.

Пластиковая крышка позволяет защитить груз во время перевозки на большие расстояния. Обычно она не идет в комплекте, но многие модели позволяют ее установить.

Грузовые прицепы для снегоходного транспорта имеют более сложное устройство. В их конструкции производители применяют:

  • более прочные материалы;
  • широкие лыжи.

Эти факторы позволяет добиться хорошей устойчивости к большим нагрузкам.

Самыми сложными в плане конструкции являются сани для перевозки пассажиров. Обычно они включают три основных элемента:

  • каркас;
  • настил;
  • полозья.

Чтобы добиться наибольшей устойчивости транспортного средства, производители устанавливают лыжи на большом расстоянии. В качестве настила выступает закрытая кабина или складной тент.

Виды и принцип их работы

Прежде чем покупать корыто на снегоход и сделать должный выбор, следует узнать, какие виды существуют. Все прицепные сани можно условно разделить на три группы:

  • волокуши;
  • пассажирские;
  • грузовые.

Отдельно выделяют самодельные устройства. Они отличаются между собой материалами изготовления, принципами работы.

Волокуши

Волокуши

Этот тип снегоходных нарт является самым распространенным среди владельцев снегоходного транспорта. Обычно их изготавливают из прочного пластика, устойчивого к воздействию низких температур. Такие прицепы стоят дешевле грузовых и пассажирских, поэтому их чаще всего выбирают для хозяйственных работ и поездок на рыбалку. На вопрос, как подобрать для снегохода сани волокуши, профессионалы советуют ориентироваться по размерам трака и мощности двигатель, а также на цель использования.

Плюсы волокуш:

  • малые габариты;
  • универсальность (подходят для снегоходов и мотобуксировщиков);
  • быстро загружать и разгружать;
  • не замерзают.

Но такие нарты имеют один существенный минус – передняя часть со временем приходит в негодность, поскольку постоянно получает мелкие повреждения. Несмотря на это, пластиковые сани волокуши для снегохода пользуются большой популярностью у рыбаков и охотников благодаря невысокой стоимости и хорошей вместимости.

Пассажирские

Пассажирские сани

Сани для снегохода предназначенные для перевозки людей имеют достаточно большой вес, поэтому для их транспортировки не подходят траки со слабым двигателем. Обычно они имеют теплую кабину. Их используют на горнолыжных курортах, для зимнего кемпинга и рыбалки. Некоторые модели могут вместить от 2 до 10 человек. Корпус прицепа металлический или пластиковый, установлен на полозья. Различают несколько видов прицепов для туризма:

  • сани-палатка;
  • сани-кемпинг;
  • сани-дом;
  • прогулочные;
  • грузопассажирские.

Часто сверху конструкцию закрывают складным тентом или крышей. Внутри можно установить сидение, лампу, а также дополнительно утеплить. Высота некоторых пассажирских снегоходных прицепов позволяет находящемуся внутри человеку выпрямиться в полный рост. Для транспортировки таких саней требуется достаточно мощная техника. Этот вид саней прицепов самый дорогой, стоимость некоторых изделий может достигать порядка 300-400 тыс. рублей.

Грузовые

Этот тип санок специально адаптирован для перевозки грузов, в том числе и достаточно тяжелых. В некоторых грузовых корытах перевозят различную технику, нередко используют в качестве лесовозов.

Грузовые сани

Особенности грузовых саней:

  • малая площадь контакта с поверхностью;
  • широко расставленные лыжи;
  • легкий вес.

В отличие от волокуш, такие санки имеют более плавный ход, поскольку их полозья изготавливают из пластика. Это позволяет предотвратить налипание снега, как на железных лыжах.

Самодельные

Самодельные сани

Отдельного внимания заслуживают самодельные санки. В интернете можно найти чертежи с перечнем необходимых материалов и пошаговыми фото. В качестве материла каркаса берут пластиковые или металлические трубы, а для облицовки – фанеру или поликарбонат. Лыжи или полозья также изготавливают из металла, а вот волокуши делать самостоятельно нецелесообразно.

Материалы изготовления

Корпус снегоходных прицепов типа «волокуша» изготавливают из прочного морозостойкого пластика. Иногда для облицовки пассажирских берут фанеру, которую комбинируют с металлическими полозьями. В некоторых современных прогулочных санях закрытого типа используют поликарбонат. Корпус грузовых саней производят из прочного толстого пластика или фанеры.

Данила Рукин
Специалист по снегоходу "Буран". Занимаюсь рыболовством в свободное время.
Задать вопрос
Железные сани характеризуются высокой грузоподъемностью, но они много весят, поэтому для их транспортировки необходим мощный трак.

Пластиковые

Пластиковые сани

Этот тип снегоходного прицепа напоминает большой продолговатый таз с толстыми стенками. Такие волокуши достаточно скользкие, но ими сложно управлять на высокой скорости. Больше всего этот тип транспорта подходит для маленьких снегоходов или мотобуксировщиков.

Пластик применяется в нартах всех типов – в одних из него выполнен весь корпус, а в других – отдельные элементы (кабина, лыжи). Пластмассовые полозья скользят лучше металлических, на них не налипает снег, но они менее прочные.

Надувные

Надувные сани

Главной особенностью таких саней – их можно использовать как зимой, так и летом. Благодаря плавучести, на них можно кататься по воде. Подходят для буксировки негабаритных грузов:

  • снегоходом;
  • мотособакой;
  • квадроциклом.

Для крепления к транспорту применяется плетеный трос с металлическими кольцами. В собранном состоянии представляют тубус диаметром около 20 см и высотой – 90-110 см. Подготовка к эксплуатации занимает от 3 до 30 минут в зависимости от имеющихся в наличие вспомогательных средств для накачки.

В конструкцию надувных саней входят два опорных баллона с полозьями, которые соединены между собой небольшой палубой. В качестве основного материала производители берут ПВХ высокой прочности. В случае загрязнения его достаточно просто оттирать от грязи.

Такие санки лучше всего подходят для спасательных операций на льду. Благодаря плавучести, с их помощью можно переправляться через полынью.

Изготовления своими руками

Прежде чем приступить к работе, следует определиться с габаритами и назначением будущего изделия. Самый простой вариант самодельных саней – со сварным каркасом из пластиковых или металлических труб. Конструкция второго типа более жесткая и прочная, но имеет достаточно большой вес.

Изготовления саней своими руками

Необходимые материалы

Для сооружения простых грузовых саней понадобятся следующие материалы:

  • железные профилированные трубы с сечением 20×20 и толщиной стенок 2-3 мм;
  • ПВХ-трубы для полозьев;
  • металлический лист;
  • листы фанеры толщиной от 10 мм.

Слабое место таких санок – пластиковые лыжи. Со временем они трескаются и стираются из-за ударов о камни и корни деревьев, поэтому периодически их придется менять.

Для работы понадобятся следующие инструменты:

  • фрезерный станок;
  • аппарат для сварки;
  • шлифовальный станок;
  • ножовка по металлу и по дереву;
  • угловая шлиф-машина (болгарка);
  • электродрель.

Также могут понадобиться кисти для покраски корпуса и каркаса. Это позволит защитить конструкцию от коррозии и прочих мелких повреждений. Для того чтобы закрыть трещины и тем самым утеплить санки, некоторые владельцы используют монтажную пену.

Конструкция самодельных саней включает:

  1. каркас;
  2. полозья;
  3. стойки.

Места для спайки на рисунке указаны цифрой 4.

Чертежи саней

Не обязательно покупать материалы строго по списку. Часто владельцы снегоходной техники подбирают детали для будущего прицепа среди подручных средств. Саму процедуру сборки условно можно разделить на следующие этапы:

  1. Взять 4 отреза трубы, сделать каркас в виде прямоугольника. При необходимости добавить поперечные вставки (для грузовых саней).
  2. Монтировать вертикальные стойки (2-4 в зависимости от длины).
  3. Сделать лыжи из пластиковых труб. Выпрямить при помощи строительного фена, чтобы добиться плоской формы.
  4. Монтировать полозья на каркас, желательно с краю.
  5. Прикрепить в передней части санок дышло и сцепное устройство.
  6. Уложить лист фанеры и закрепить.

Это приблизительный план изготовления прицепных снегоходных нарт. Далее каждый владелец декорирует, добавляет элементы на свой вкус и в зависимости от того, для каких целей планирует использовать транспорт. Самодельные конструкции тем хороши, что их можно постепенно улучшать, добавляя новые элементы.

Виды самодельных снегоходов

Существует два основных вида самодельных снегоходов – но колесном и гусеничном ходу. Оба типа являются универсальными и подходят для эксплуатации в теплое время года в качестве болотоходов.

Гусеничный ход

Гусеничный ход саней

Самостоятельно изготовить транспорт на гусеничном ходу достаточно сложно. Вращение механизма происходит за счет главного двигателя. Саму ленту делают из полипропиленовых труб или берут готовую от «Бурана», поскольку она лучше всего подходит по ширине и стоит дешевле прочих.

Данила Рукин
Специалист по снегоходу "Буран". Занимаюсь рыболовством в свободное время.
Задать вопрос
Такие траки характеризуются хорошей проходимостью, высокой степенью надежности и устойчивостью практически на любой трассе. Для вращения механизма используют мотоциклетную цепь.

Колесный ход

Если вы живете в регионе, где снег выпадает нечасто и сохраняется ненадолго, то целесообразно выбрать вездеход с колесным ходом. Чтобы его сделать, понадобится небольшой прицеп для мотоблока и колеса. Дополнительно можно установить специальные цепи – они позволят избежать пробуксовки техники на рыхлом снегу.

Колесный ход саней

Соорудить колеса можно двумя способами:

  • Надеть камеры от грузовика на колеса мотоблока. На завершающем этапе их фиксируют при помощи цепи для обмотки колес.
  • Надеть на колеса мотоблока металлические обручи. Ширина обруча должна превосходить ширину самого колеса в 2-3 раза, а вот диаметр должен быть немного меньше.

В обоих случаях колеса предварительно спускают, а после завершения процедуры снова накачивают.

Выбор саней для снегохода

Выбор саней для снегохода

В магазинах специальной техники можно найти сани любой конструкции и назначения. Подбирать нарты следует исходя из того, как планируется их использовать:

  • для перевозки людей (крытые или без тента, прогулочные или рыбацкие);
  • грузовые (крупная поклажа);
  • волокуши (снасти, мелкогабаритный груз).

Также важную роль играет мощность двигателя снегохода. Так, для мотособаки лучше выбрать сани волокуши, а трак со средними характеристиками наподобие Рыси, Бурана или Тайги вполне может потянуть небольшие грузовые. Пассажирские нарты лучше выбирать, если имеется в наличие кубатурный снегоход.

Прежде чем брать тот или иной вид прицепа, следует определиться с габаритами груза, который планируется перевозить. Грузовые нарты не подходят для перевозки людей

Вы можете задать свой вопрос нашему автору:

Специалист по снегоходу "Буран". Занимаюсь рыболовством в свободное время.

Оцените автора
Добавить комментарий

Adblock
detector