Снегоход Беркут лыжно-гусеничный ТТМ-1901

Большинство современных снегоходных траков имеют одинаковую конструкцию, которая предполагает наличие одной гусеницы и двух направляющих лыж, соединенных с рулем. Такое устройство с опором на три точки делает транспортное средство более устойчивым на любом снежном покрытии. Большинство траков напоминают мотоцикл, но только не наш «Беркут».

Снегоход Беркут

Российский снегоход «Беркут» – это настоящая машина, которая вместо колес имеет лыжно-гусеничный движитель. Сноумобиль имеет закрытую отапливаемою кабину, внутри которой могут поместиться два человека. Данное транспортное средство предназначено для визуального осмотра и обслуживания линий магистральных трубопроводов, связи и электропередач, а также для передвижения специальных служб (Минобороны, МЧС).

Прототипом «Беркута» стала модель снегохода с закрытой кабиной, предоставленная рыбинским машиностроительным предприятием «Русская механика» в 1984 году. В отличие от привычных мотовездеходов, опытный образец имел две лыжи и две гусеницы. Серийный выпуск машины так и не начался.

Эффектвиность снегохода Беркут

Страна производитель и предназначение агрегата

Снегомобиль «Беркут» выпускает завод тактико-технологических машин ООО НПО «Транспорт», который находится в Нижнем Новгороде. Машина принята на вооружение Министерства обороны и Пограничных войск РФ. Вторая модификация также используется различными службами – нефтяниками, лесными хозяйствами, МЧС. Производитель выпускает машины с кузовом цвета хаки, а также с нанесенной символикой спецслужб.

Проходимость Снегохода Беркут

Во время тестовых испытаний производитель поместил машину в климатическую камеру и понизил температуру до -50⁰C. Двигатель показал себя отлично даже при таких экстремальных условиях.

В конструкции данного снегохода применяются металлические экранирующие пластины, которыми закрыты радиатор и двигатель. Благодаря им техника становится невидимой для тепловизоров.

Производитель выделяет три основных направления эксплуатации данного снегохода:

  • Доставка военнослужащих в арктические регионы.
  • Перевозка сотрудников различных служб для ремонта систем и сооружений.
  • Подвоз медицинского персонала и МЧС на место в случае возникновения непредвиденной ситуации.

Гораздо реже эту машину выбирают охотники и рыболовы. Дело в ее довольно больших габаритах, потому что в условиях леса гораздо удобней ездить на мотовездеходе.

История создания

История «Беркута» началась задолго до его появления: в 1962 году при Горьковском политехническом институте С.В. Рукавишников создал научно-исследовательскую лабораторию вездеходных машин (НИЛВМ). В течение следующих 20 лет сотрудники лаборатории трудились над разработкой снегоходного транспорта с гусеничным движителем для нефтяников, геологов, военных, а также для сотрудников сельских и лесных хозяйств. В течение этого времени было выпущено около двух десятков моделей различных вездеходов.

В 1975 году под руководством НИЛВМ появился первый отечественный снегоход с закрытой кабиной ГПИ-1910. Он был сделан на базе легкового автомобиля ЗАЗ-968 и применялся поисково-спасательными службами проекта «Союз-Апполон».

В 1991 году из НИЛВМ выделилось специальное конструкторское и технологическое бюро транспортных и технологических машины (СКТБ ТТМ). Позже бюро преобразовали в ЗАО «Транспорт». Инженеры и конструкторы предприятия вдохновились проектом ГПИ-1910 и продолжили работу в данном направлении. В результате в 2005 году появился первый «Беркут». Спустя год успешно прошел испытания армейский вариант вездехода.

История возникновения Снегохода Беркут

Изначально создатели хотели назвать сноумобиль «Воробей», потому что он им напомнил маленькую нахохлившуюся птицу. Но руководству это название не понравилось, поскольку звучало не героически. В результате дебатов было принято решение назвать машину «Беркут».

Инструкция по эксплуатации

Каждый вездеходный трак комплектуется руководством пользователя. Однако мануал не может похвастаться информативностью. Здесь владелец найдет общее описание сноумобиля и краткие технические характеристики.

Модельный ряд

В арсенале производителя всего две модификации данного вездехода. Первый вариант этого автоснегохода увидел свет в 2005 году, второй появился только спустя 10 лет. До 2010 года производство было чуть ли не штучным, позже у предприятия появились заказчики в лице Министерства обороны, МЧС и различных специальных служб.

Беркут ТТМ-1901

Эта модель была сделана на базе автомобиля «Ока». Снегоход имеет цельнометаллический кузов. Под капотом снегоходной машины в качестве силового агрегата конструкторы установили мотор ВАЗ-1111 с жидкостным охлаждением и 5-ступенчатой КПП.

Беркут ТТМ-1901

Среди основных характеристик снегомобиля отмечают:

  • грузоподъемность в 250 кг;
  • хорошо отапливаемую кабину;
  • мощный двигатель;
  • максимальная скорость – 60 км/ч;
  • низкое удельное давление на снег;
  • хороший запас хода.

Армейская модификация ТТМ-1901-40 имеет несколько отличий от гражданской. Здесь добавлены следующие элементы:

  • мощный двигатель;
  • прибор ночного видения у водителя;
  • фара-прожектор на крыше;
  • туннель для установки пулемета ПКП «Печенег» (находится за кабиной).
Данила Рукин
Специалист по снегоходу "Буран". Занимаюсь рыболовством в свободное время.
Задать вопрос
Главное назначение военного вездехода – доставка личного состава и различных грузов по снежной целине и пересеченной заснеженной местности. Армейский вариант имеет несколько больший сухой вес, способен тянуть грузовые сани до 300 кг, а также имеет повышенный запас хода.

Последний Беркут первой серии

Последний экземпляр данной модификации был выпущен в 2014 году, за год до появления второй серии. Предприятие получило заказ на снегомобиль для Всероссийского общества охраны природы. Данный трак производителя, выпущенным с черным кузовом.

Снегохрд Беркут первой серии

После долгой и кропотливой работы над качеством исполнения, кузов был покрыт еще одним слоем краски. В результате снегомобиль получил оригинальную раскраску – черно-белый камуфляж, который отдаленно напоминает окрас бенгальского тигра. Также на двери была добавлена символика общества охраны природы с надписью: «Медвежий патруль». Заказчик попросил нанести именно такую надпись, потому что данную машину планировалось использовать для отпугивания медведей от баз и поселений без вреда для животных.

Маскировка снегохода Беркут

Беркут-2 ТТМ-1901-01

«Беркут-2» представляет усовершенствованную версию предыдущей модели. Между выпусками первого и второго варианта прошло 10 лет.

Беркут-2 ТТМ-1901-01

Основные изменения в конструкции новой машины:

  • Двери открываются на 180⁰. Закрываются при помощи специальной тяги.
  • Новая платформа для грузов.
  • Появилась еще одна фара ночного видения и вторая печка в кабине.
  • В качестве силового агрегата установлен двигатель ВАЗ 21213 (или ВАЗ 21214), который также установлен на автомобиле «Нива».
  • Гидроусилитель руля Chevrolet Niva.
  • Приборная панель LADA Priora.
  • Ходовая часть и кузов соединены сайлентблоками.

Прочие технические параметры обновленного снегоходы не претерпели серьезных изменений. По желанию владелец может установить на трак дополнительное оборудование, а также произвести тюнинг.

Новый снегоход так же, как и предыдущая модель, принят на вооружение военных служб, действующих на территории Арктики. Предприятие также выпустило партию машин для МЧС. Заказной «Беркут-2» отличается от гражданского варианта расцветкой, на кузов машин спасательной службы и полиции нанесена специальная символика.

В будущем производитель планирует начать разработку сноумобиля с дизельным двигателем и автоматической КПП.

Технические характеристики (с кабиной)

ТТМ «Беркут» является единственной в своем роде снегоходом с закрытой кабиной российского производства. Благодаря двум широким гусеницам, а также четырем точкам опоры, машина имеет низкое давление на грунт. Среднее давление лыж и гусениц по отдельности составляет 0.0076 мПа.

Технические характеристики снегохода Беркут

Основные эксплуатационные характеристики:

Минимальная устойчивая скорость 5 км/ч
Максимальная скорость 60 км/ч (65 км/ч для военного варианта)
Допустимый боковой крен 20
Угол подъема 30
Минимальный радиус поворота (по внутреннему кругу) 7 м
Объем топливного бака 60 л

Базовая и полная комплектация

В базовую комплектацию машину входят:

  • лопата;
  • домкрат реечный;
  • лебедка ручная.

В качестве дополнительной опции по желанию заказчика производитель может установить:

  • акустическую систему;
  • навигатор GPS или ГЛОНАСС;
  • предпусковой подогреватель двигателя;
  • автономную печку в салон (Webasto);
  • гидроусилитель Toyota.

Также дополнительно можно приобрести сани-волокуши для транспортировки грузов вне кабины.

Объем двигателя и его мощность

В качестве силового агрегата под капотом снегоходной машины установлен бензиновый двигатель ВАЗ-21213 с карбюраторной системой питания. Этот же мотор устанавливают на легковые автомобили «Нива». Его мощность составляет 80 л. с. На более новых моделях установлен ВАЗ-212114 с распределенным впрыском с электронным блоком управления.

Основные параметры агрегата:

Количество цилиндров 4
Суммарный объем 1690 куб. см
Питание Карбюратор
Количество клапанов 8 (по 2 на цилиндр)
Диаметр цилиндра 8.2 см
Ход поршня 8 см
Степень сжатия 9.3:1
Максимальная частота вращения коленчатого вала 5200 об/мин
Число оборотов холостого хода 750 – 800 об/мин
Максимальный крутящий момент 127 Н*м

Расход на 100 км

В качестве топлива производитель рекомендует использовать бензин с октановым числом 91-93. Средний расход составляет 18-20 литров на 100 км.

Расход топлива снегохода Беркут

Охлаждение

Машина оснащена жидкостной системой охлаждения. Процесс осуществляется по замкнутому контуру, с принудительной циркуляцией жидкости.

Запас хода

В соответствие с заявленными в инструкции сведениями, запас хода снегомобиля составляет 200 км, у армейского варианта – 300 км. Показатель был получен при движении по укатанному снегу и с полной загрузкой машины.

Грузоподъемность и габаритные данные

Данный снегомобиль рассчитан на двух человек. Его снаряженный вес составляет 900 кг, военный вариант весит 1200 кг. При этом машина способна выдержать груз в 300 кг.

Грузоподъёмность снегохода Беркут

Размеры вездехода:

Длина 3.987 м
Ширина по кузову 1.75 м
Ширина по зеркалам заднего вида 2.04 м
Высота 1.95 м
Клиренс 23 см
Вес силового агрегата 117 кг (122 кг для ВАЗ-212114)

КПП

Снегомобиль оснащен пятиступенчатой коробкой передач механического типа. В машине нет вариатора, а для переключения скоростей используется стандартное сцепление. Педали имеют такое же расположение как в легковых автомобилях с «механикой».

Особенности ходовой части

Ходовая часть состоит из двух направляющих лыж и гусеничного движителя с передним расположением ведущих звездочек (скопирован с «Тайги»). Лыжи установлены на телескопические стойки со втулками в основании подвески. Во время движения и вхождения в повороты, стойки вместе с пружинами и втулками вращаются вокруг неподвижного упора.

Основные характеристики гусеничной ленты:

Тип Резинокордовая, армирована стеклопластиковыми стержнями (расположены поперечно)
Тип гребней Выступающие звездочки
Длина 4.445 м
Ширина 50 см

На гусеницы имеются специальные металлические скобы, по которым скользят рельсы ходовых тележек.

Цена в базовой и полной комплектации

Цена снегохода Беркут

Купить новый снегомобиль можно только по предварительному заказу напрямую у производителя или у его официального представителя. При этом стоимость машины в базовой комплектации довольно немалая – 2 млн. 850 тыс. рублей.

За дополнительную плату на заводе могут также установить более совершенные узлы, вспомогательные элементы. При необходимости производитель может заменить кабину на другую с увеличенным количеством посадочных мест. В этом случае цена может возрасти до 3.4-3.6 млн. рублей.

Главный плюс снегохода ТТМ 1901 Беркут – цена. На вторичном рынке можно найти машины 2010-2011 года выпуска стоимостью 890-990 тыс. рублей.

Отзывы владельцев

Отзывы о снегоходе Беркут

Из-за своей высокой стоимости и нетипичной конструкции данный снегоход не пользуется большой популярностью среди рыболовов, охотников и любителей снегоходной техники. Это скорее рабочая машина, предназначенная для серьезных работ в суровых условиях русской зимы.

Андрей, Кандалакша:

«Мой друг по работе осматривает трубопроводы, так им в дополнение к обычным снежикам добавили два старых Беркута. Конечно, в начале они решили с парнями их протестировать. В сравнении с Бураном машина на механике поначалу проигрывает в разгоне, а после нагоняет и даже перегоняет.

По пухляку буз сильных подъемов и спусков едет прямо хорошо, сказывается ширина гусянки. Там, где остальные снежики тонут, этот плывет как крейсер. Расход у него большой, даже больше чем у двухтактного Бурана. Ест в среднем 35-38 литров на 100 км».

Дмитрий, Нефтеюганск:

«Владею этим чудом отечественной техники уже два года. Мне повезло купить его с рук за 600 тыс. рублей. Конечно, во время движения он шумноват, но в целом ехать в кабине довольно комфортно. До этого у меня была Тайга 2000 года, так с ней без шлема и теплых рукавичек ездить было невозможно. Выезжаю на машине на охоту, вожу дрова. Со своими задачами она вполне справляется.

Большой плюс, что педали в ней расположены также, как в легковушке, долго привыкать не пришлось. Конечно, если засядешь, то тут не обойтись без лопаты и лебедки, благо они были в комплекте. Расходники стоят недорого, да и отремонтировать если что можно самому, если руки на месте».

Вы можете задать свой вопрос нашему автору:

Специалист по снегоходу "Буран". Занимаюсь рыболовством в свободное время.

Оцените автора
Добавить комментарий