Снегоход Мотособака или Мотобуксировщик

Мотобуксировщик (мотособака), как и классический снегоход, представляет гусеничное транспортное средство механического типа. Большинство снегоходных мини-траков способны разгоняться до 30-40 км/ч.

Снегоход Мотособака или Мотобуксировщик

Чаще всего мотособак используют охотники и рыболовы, а также для хозяйственных целей, поскольку этот вид техники намного дешевле обычного снегохода. Кроме этого снегоход собака позволяет передвигаться не только по снегу, но и по болоту.

Первый снегоход мотособака появился в 1975 году. Его создателем стал Анатолий Фомичев, который решил сделать машину-гибрид, которая сочетала бы в себе функции собачьей упряжки и снегохода.

Первый буксировщик был довольно примитивным – функции силового агрегата выполнял двигатель бензопилы мощностью 5 л. с., который был установлен на раму от саней. Межу полозьями саней находилась самодельная резиновая гусеница. Общий вес мини-снегохода не превышал 50 кг, при этом он мог тянуть груз, превышающий его собственный в два раза.

Особенности внешнего вида моделей

Мотобуксировщик

Буксировщик можно сравнить с мотоблоком, он имеет довольно простую конструкцию, в которую обычно входят следующие элементы:

  • одна или две гусеницы;
  • руль с ручкой газа;
  • головная фара + фара-искатель;
  • двигатель с вариатором;
  • подвеска (склизы или катки);
  • рама с грузовой площадкой.

К мотобуксировщику на сцепке используют сани-волокуши, в которых и размещается водитель. Благодаря большой площади соприкосновения с поверхностью, механическая собака может ехать по особенно глубокому снегу. У некоторых мотобуксировщиков есть возможность установки лыжного модуля.

Мотобуксировщик выглядит компактнее снегохода, его вес составляет 110-150 кг в зависимости от модели. Некоторые производители выпускают мотособак с укороченной базой, благодаря чему их можно перевозить в багажнике легкового автомобиля.

Инструкция по эксплуатации и в каких целях используется

К каждому снегоходу типа мото-собаки производители прикладывают подробное руководство пользователя. Здесь владелец найдет информацию об устройстве транспортного средства, рекомендации по технике безопасности и обслуживанию основных агрегатов.

Обычно производитель помещает в мануале:

  • перечень основных проверок перед эксплуатацией, после возвращения;
  • рекомендации по техническому обслуживанию (с инструкциями);
  • карту периодического обслуживания;
  • рекомендации по транспортировке и хранению машины;
  • гарантийные условия;
  • электрическую схему.

Эксплуатация снегохода собака

Подготовка буксировщика к длительному хранению

Поскольку конструкция всех снегоходов типа «мотособака» практически одинаковая, то и рекомендации у различных производителей будут похожи. Если владелец планирует поставить буксировщики на хранение больше чем на один месяц, то следует выполнить ряд подготовительных операций:

  • Очистить от грязи корпус мотобуксировщика, в том числе и гусеницу.
  • Полностью заполнить топливный бак (чтобы избежать коррозии).
  • Заменить моторное масло, предварительно прогрев двигатель.
  • Заменить масло в редукторе.
  • Выкрутить свечу зажигания и залить масло. После плотно закрутить обратно.
Данила Рукин
Специалист по снегоходу "Буран". Занимаюсь рыболовством в свободное время.
Задать вопрос
Если плотно не закрутить свечу зажигания, то масло может загустеть в процессе длительного хранения.

Ввод в эксплуатацию после длительного храния

Перед первым использование буксировщика после длительного хранения следует очистить его от пыли и грязи, а после слить топливо из бензобака и карбюратора. После следует:

  • зарядить аккумулятор;
  • заменить масло в редукторе;
  • смазать цепь, приводные звездочки, тросы газа и тормоза;
  • отрегулировать натяжение цепи и свободный ход рычагов.

Кроме этого, следует обязательно проверить затяжку все болтов и снова заправить трак свежим топливом.

Технические характеристики

Характеристика снегохода собака

Технические характеристики моделей могут отличаться в зависимости от производителя, но в конструкцию каждого мото-буксировщика входят следующие части:

  • несущая рама;
  • двигатель;
  • подвеска;
  • гусеничный движитель;
  • трансмиссия;
  • электрооборудование;
  • органы управления.

Каркас

Несущая рама играет важную роль в любом снегоходе, ведь на нее приходится большая часть нагрузок во время езды по бездорожью. Эксперты отмечают, что следует брать буксировщики с толщиной стального листа от 3 мм. В противном случае рама быстро придет в негодность из-за того, что металл деформируется.

Двигатель

В качестве силовой установки производители используют четырехтактные моторы с одним цилиндром мощностью от 6 до 17 лошадиных сил. Наибольшей популярностью у производителя пользуются три бренда двигателей:

  • Lifan;
  • Honda;
  • MTR (китайская копия «Хонды»).

Надежность всех этих моделей находится приблизительно на одном уровне, поэтому многие производители буксировщиков больше склоняются в сторону бюджетных китайских моторов.

Тип трансмиссии

В современных механических собаках используют два вида трансмиссии:

  • клиноременный вариатор;
  • автоматическое сцепление (с редуктором).

Второй вариант трансмиссии отличается высоким тяговым усилием, но имеет повышенный износ трущихся элементов. Вариатор в сравнении с «автоматом» имеет несколько преимуществ:

  • меньший износ деталей;
  • плавная передача крутящего усилия от двигателя движителю;
  • экономный расход горючего.

Слабым местом вариатора является приводной ремень, который имеет свойство рваться в самый неподходящий момент. Желательно его сразу менять после длительной езды по сложной местности и с большим грузом.

Подвеска и движитель

Подвеска снегохода – важный элемент конструкции, который влияет на ходовые качества транспортного средства. В современных мотобуксировщиках применяют склизовую или катковую конструкцию.

Подвеска снегохода собака

Вездеходы с катковой подвеской подходят для езды не только по снегу, но и по грунтовым дорогам, болотам. Буксировщики с такой системой можно эксплуатировать в любое время года. Она хорошо ведет себя на пересеченной местности, но плохо преодолевает глубокий снег.

Подвеска мотобуксировщика

В склизовой подвеске применяется конструкция склиз-полоз. Об него трется гусеничная лента, которая «загребает» во время движения снег и тем самым охлаждает лыжный полоз.

В качества движителя в мотобуксировщике используют снегоходную гусеницу или специальную для мотособак. Что касается первого варианта, то его раньше применяли в отечественных мини-вездеходах, и брали «гусянку» от Бурана (38 см). Малая ширина плохо сказывается на устойчивости машины, поэтому такую гусеницу можно встретить только на старых машинах с двигателем до 7 л. с.

Сейчас на мотособак ставят одну из трех видов гусениц:

  • стандартная 50-сантиметровая с зацепами 21 мм;
  • агрессивная (55 см ширина, грунтозацепы – 32 мм);
  • разрезная (2 узкие гусеницы, соединенные рейками-зацепами).

Последний тип гусеницы подходит для езды по укатанному снегу или льду, не подходит для глубокого снега.

Лучшие мотобуксировщики на рыбалку в зимний период

Прежде чем купить механическую собаку-снегоход, следует узнать, на какие критерии нужно обращать внимание во время выбора техники. От мощности силового агрегата зависят тяговые свойства аппарата. Двигатель с запасом в 6.5 лошадиных сил способен тянуть негабаритный груз или несколько человек. Для транспортировки тяжелых грузов, а также для езды по сложной местности желательно брать более мощный мотобуксировщик (от 10 л. с.).

Также эксперты советуют обращать внимание на:

  • тип привода;
  • герметичность узлов;
  • прочность кузова;
  • мощность фары;
  • опцию подогрева ручек.

Буксировщики с задним приводом быстрее в сравнение с переднеприводными, но вторые имеют лучшую проходимость.

Ниже представлено три механических собаки от различных производителей – Pomor 500, Paxus Avant и Бурлак-М. Они имеют схожие технические параметры и одинаковую стоимость.

Помор 500 1450 S17

Помор 500 1450 S17

В качестве силового агрегата используется одноцилиндровый четырехтактный мотор объемом 420 кубиков. Максимальная выдаваемая мощность составляет 17 л. с., при этом мотособака способна развивать скорость до 50 км/ч. Этот снегоход считается самым быстрым из трех представленных. Также двигатель имеет воздушное охлаждение, запускается ручным стартером и потребляет 4 литра бензина в час.

Габариты Pomor 500:

Длина 1.45 м
Ширина 55 см
Высота 77 см
Объем топливного бака 6.5 л
Сухой вес 120 кг

По тяговитости этот мини-снегоход может поспорить с классическими утилитарными траками. Максимальный вес груза, перевозимого на платформе, может достигать 50 кг, а на сцепном устройстве – до 400 кг. Снегоход оборудован склизовой подвеской, имеет передний привод.

Paxus 500 Avant

Paxus 500 Avant

Этот маленький тягач также имеет четырехтактный бензиновый мотор с одним цилиндром (420 куб см) и системой воздушного охлаждения. Максимальная мощность составляет 15 л. с. (на некоторых моделях установлен двигатель 9 л. с.). Буксировщик способен разгоняться до 40 км/ч, при этом потребляет в два раза меньше топлива, чем предыдущий. Коробка передач также представлена вариатором (Сафари). Для запуска используется ручной стартер, но в качестве дополнительной опции владелец может заказать установку электрического.

Размеры Paxus 500:

Длина 1.65 м
Ширина 55 см
Высота 90 см
Объем бензобака 5.5 л
Сухой вес 115 кг

Вес перевозимого в сцепном устройстве груза составляет 200-400 кг. Тягач способен преодолевать подъем в 35 градусов. Производитель выпускает технику сразу со склизовой, катковой, пневматической или подпружиненной склизовой типами подвесок.

Бурлак-М LFS 15 л. с.

Бурлак-М LFS

В основе этого тягача 4-тактный китайский бензиновый мотор Lifan. Он имеет такой же объем, систему охлаждения, как и у двух предыдущих моделей. Для запуска используется ручной стартер, трансмиссия представлена вариатором Сафари. Трак имеет задний привод и катковую подвеску. Максимальная скорость составляет 30 км/ч, потребление топлива – 3.7 литров в час.

Длина 1.45 м
Ширина 51 см
Высота 81 см
Объем бензобака 6.5 л
Вес 87 кг буксир, 12 кг сани
Данила Рукин
Специалист по снегоходу "Буран". Занимаюсь рыболовством в свободное время.
Задать вопрос
Максимальный вес груза, перевозимого на платформе буксировщика – 40 кг, а на санях – 250 кг.

Плюсы и минусы мотобуксировщиков

У мотобуксировщиков, как и у любой техники, есть свои плюсы и минусы.

К достоинствам этого транспортного средства можно отнести:

  • невысокую стоимость;
  • малые размеры;
  • безопасны в использовании, поскольку не развивают высокую скорость;
  • устойчивы (широкая гусеница);
  • хорошая проходимость;
  • низкий расход топлива.

Особенности мотобуксировщиков

Из минусов следует отметить следующие:

  • малая скорость;
  • нет пассажирского места;
  • маленький размер топливного бака.

Сколько стоит снегоход собака

Цена нового мотобуксировщика варьируется в пределах 80-150 тыс. рублей, в зависимости от модели и производителя. Все рассмотренные выше снегоходы имеют одинаковую стоимость, которая равна нижнему пределу. На вторичном рынке без труда можно найти буксировщики с пробегом за 40-50 тыс. рублей. Некоторые владельцы продают «снежных псов» с грузовыми санями и другими дополнительными вещами. В этом случае стоимость будет несколько выше.

Отзывы рыбаков и владельцев

Снегоход собака хорошо подходит для рыбалки, а также для транспортировки негабаритных грузов в хозяйственных целях. Владельцы, которые покупают данный агрегат именно для этих целей, обычно отзываются о них хорошо, если не учитывать некоторые минусы конкретных моделей.

мощность снегохода собака

Игорь, Хабаровск:

«Владею буксиром Помор 500 уже три месяца, и пока у меня от него только положительное впечатление. Машина действительно очень быстрая, в маневренности ей тоже не уступать. По пухляку не едет, а плывет, препятствия преодолевает тоже на раз-два. Ездил на нем полностью загруженный и по пригоркам – мощности вполне достаточно, тянет хорошо. Пока все нормально, для рыбалки само то, что нужно».

Максим, Калининградская область:

«Одно время был у меня буксировщик Пахус 500, и не могу сказать, что я остался довольным после его использования. Этот аппарат доставлял мне больше хлопот, чем удовольствия от езды. В нем постоянно что-то ломалось, особенно слабой оказалась ходовая часть. Двигатель также несколько раз перегревался на высоких оборотах. По этому поводу обращался в сервисный центр, там все сделали по гарантии, сказали, что это заводской брак. В общем, продал я его и забыл, решил накопить на полноценный снегоход, пусть даже и с пробегом».

Вы можете задать свой вопрос нашему автору:

Специалист по снегоходу "Буран". Занимаюсь рыболовством в свободное время.

Оцените автора
Добавить комментарий