Мотобуксировщик (мотособака), как и классический снегоход, представляет гусеничное транспортное средство механического типа. Большинство снегоходных мини-траков способны разгоняться до 30-40 км/ч.
Чаще всего мотособак используют охотники и рыболовы, а также для хозяйственных целей, поскольку этот вид техники намного дешевле обычного снегохода. Кроме этого снегоход собака позволяет передвигаться не только по снегу, но и по болоту.
Первый снегоход мотособака появился в 1975 году. Его создателем стал Анатолий Фомичев, который решил сделать машину-гибрид, которая сочетала бы в себе функции собачьей упряжки и снегохода.
Первый буксировщик был довольно примитивным – функции силового агрегата выполнял двигатель бензопилы мощностью 5 л. с., который был установлен на раму от саней. Межу полозьями саней находилась самодельная резиновая гусеница. Общий вес мини-снегохода не превышал 50 кг, при этом он мог тянуть груз, превышающий его собственный в два раза.
- Особенности внешнего вида моделей
- Инструкция по эксплуатации и в каких целях используется
- Подготовка буксировщика к длительному хранению
- Ввод в эксплуатацию после длительного храния
- Технические характеристики
- Каркас
- Двигатель
- Тип трансмиссии
- Подвеска и движитель
- Лучшие мотобуксировщики на рыбалку в зимний период
- Помор 500 1450 S17
- Paxus 500 Avant
- Бурлак-М LFS 15 л. с.
- Плюсы и минусы мотобуксировщиков
- Сколько стоит снегоход собака
- Отзывы рыбаков и владельцев
Особенности внешнего вида моделей
Буксировщик можно сравнить с мотоблоком, он имеет довольно простую конструкцию, в которую обычно входят следующие элементы:
- одна или две гусеницы;
- руль с ручкой газа;
- головная фара + фара-искатель;
- двигатель с вариатором;
- подвеска (склизы или катки);
- рама с грузовой площадкой.
К мотобуксировщику на сцепке используют сани-волокуши, в которых и размещается водитель. Благодаря большой площади соприкосновения с поверхностью, механическая собака может ехать по особенно глубокому снегу. У некоторых мотобуксировщиков есть возможность установки лыжного модуля.
Мотобуксировщик выглядит компактнее снегохода, его вес составляет 110-150 кг в зависимости от модели. Некоторые производители выпускают мотособак с укороченной базой, благодаря чему их можно перевозить в багажнике легкового автомобиля.
Инструкция по эксплуатации и в каких целях используется
К каждому снегоходу типа мото-собаки производители прикладывают подробное руководство пользователя. Здесь владелец найдет информацию об устройстве транспортного средства, рекомендации по технике безопасности и обслуживанию основных агрегатов.
Обычно производитель помещает в мануале:
- перечень основных проверок перед эксплуатацией, после возвращения;
- рекомендации по техническому обслуживанию (с инструкциями);
- карту периодического обслуживания;
- рекомендации по транспортировке и хранению машины;
- гарантийные условия;
- электрическую схему.
Подготовка буксировщика к длительному хранению
Поскольку конструкция всех снегоходов типа «мотособака» практически одинаковая, то и рекомендации у различных производителей будут похожи. Если владелец планирует поставить буксировщики на хранение больше чем на один месяц, то следует выполнить ряд подготовительных операций:
- Очистить от грязи корпус мотобуксировщика, в том числе и гусеницу.
- Полностью заполнить топливный бак (чтобы избежать коррозии).
- Заменить моторное масло, предварительно прогрев двигатель.
- Заменить масло в редукторе.
- Выкрутить свечу зажигания и залить масло. После плотно закрутить обратно.
Ввод в эксплуатацию после длительного храния
Перед первым использование буксировщика после длительного хранения следует очистить его от пыли и грязи, а после слить топливо из бензобака и карбюратора. После следует:
- зарядить аккумулятор;
- заменить масло в редукторе;
- смазать цепь, приводные звездочки, тросы газа и тормоза;
- отрегулировать натяжение цепи и свободный ход рычагов.
Кроме этого, следует обязательно проверить затяжку все болтов и снова заправить трак свежим топливом.
Технические характеристики
Технические характеристики моделей могут отличаться в зависимости от производителя, но в конструкцию каждого мото-буксировщика входят следующие части:
- несущая рама;
- двигатель;
- подвеска;
- гусеничный движитель;
- трансмиссия;
- электрооборудование;
- органы управления.
Каркас
Несущая рама играет важную роль в любом снегоходе, ведь на нее приходится большая часть нагрузок во время езды по бездорожью. Эксперты отмечают, что следует брать буксировщики с толщиной стального листа от 3 мм. В противном случае рама быстро придет в негодность из-за того, что металл деформируется.
Двигатель
В качестве силовой установки производители используют четырехтактные моторы с одним цилиндром мощностью от 6 до 17 лошадиных сил. Наибольшей популярностью у производителя пользуются три бренда двигателей:
- Lifan;
- Honda;
- MTR (китайская копия «Хонды»).
Надежность всех этих моделей находится приблизительно на одном уровне, поэтому многие производители буксировщиков больше склоняются в сторону бюджетных китайских моторов.
Тип трансмиссии
В современных механических собаках используют два вида трансмиссии:
- клиноременный вариатор;
- автоматическое сцепление (с редуктором).
Второй вариант трансмиссии отличается высоким тяговым усилием, но имеет повышенный износ трущихся элементов. Вариатор в сравнении с «автоматом» имеет несколько преимуществ:
- меньший износ деталей;
- плавная передача крутящего усилия от двигателя движителю;
- экономный расход горючего.
Слабым местом вариатора является приводной ремень, который имеет свойство рваться в самый неподходящий момент. Желательно его сразу менять после длительной езды по сложной местности и с большим грузом.
Подвеска и движитель
Подвеска снегохода – важный элемент конструкции, который влияет на ходовые качества транспортного средства. В современных мотобуксировщиках применяют склизовую или катковую конструкцию.
Вездеходы с катковой подвеской подходят для езды не только по снегу, но и по грунтовым дорогам, болотам. Буксировщики с такой системой можно эксплуатировать в любое время года. Она хорошо ведет себя на пересеченной местности, но плохо преодолевает глубокий снег.
В склизовой подвеске применяется конструкция склиз-полоз. Об него трется гусеничная лента, которая «загребает» во время движения снег и тем самым охлаждает лыжный полоз.
В качества движителя в мотобуксировщике используют снегоходную гусеницу или специальную для мотособак. Что касается первого варианта, то его раньше применяли в отечественных мини-вездеходах, и брали «гусянку» от Бурана (38 см). Малая ширина плохо сказывается на устойчивости машины, поэтому такую гусеницу можно встретить только на старых машинах с двигателем до 7 л. с.
Сейчас на мотособак ставят одну из трех видов гусениц:
- стандартная 50-сантиметровая с зацепами 21 мм;
- агрессивная (55 см ширина, грунтозацепы – 32 мм);
- разрезная (2 узкие гусеницы, соединенные рейками-зацепами).
Последний тип гусеницы подходит для езды по укатанному снегу или льду, не подходит для глубокого снега.
Лучшие мотобуксировщики на рыбалку в зимний период
Прежде чем купить механическую собаку-снегоход, следует узнать, на какие критерии нужно обращать внимание во время выбора техники. От мощности силового агрегата зависят тяговые свойства аппарата. Двигатель с запасом в 6.5 лошадиных сил способен тянуть негабаритный груз или несколько человек. Для транспортировки тяжелых грузов, а также для езды по сложной местности желательно брать более мощный мотобуксировщик (от 10 л. с.).
Также эксперты советуют обращать внимание на:
- тип привода;
- герметичность узлов;
- прочность кузова;
- мощность фары;
- опцию подогрева ручек.
Буксировщики с задним приводом быстрее в сравнение с переднеприводными, но вторые имеют лучшую проходимость.
Ниже представлено три механических собаки от различных производителей – Pomor 500, Paxus Avant и Бурлак-М. Они имеют схожие технические параметры и одинаковую стоимость.
Помор 500 1450 S17
В качестве силового агрегата используется одноцилиндровый четырехтактный мотор объемом 420 кубиков. Максимальная выдаваемая мощность составляет 17 л. с., при этом мотособака способна развивать скорость до 50 км/ч. Этот снегоход считается самым быстрым из трех представленных. Также двигатель имеет воздушное охлаждение, запускается ручным стартером и потребляет 4 литра бензина в час.
Габариты Pomor 500:
Длина | 1.45 м |
Ширина | 55 см |
Высота | 77 см |
Объем топливного бака | 6.5 л |
Сухой вес | 120 кг |
По тяговитости этот мини-снегоход может поспорить с классическими утилитарными траками. Максимальный вес груза, перевозимого на платформе, может достигать 50 кг, а на сцепном устройстве – до 400 кг. Снегоход оборудован склизовой подвеской, имеет передний привод.
Paxus 500 Avant
Этот маленький тягач также имеет четырехтактный бензиновый мотор с одним цилиндром (420 куб см) и системой воздушного охлаждения. Максимальная мощность составляет 15 л. с. (на некоторых моделях установлен двигатель 9 л. с.). Буксировщик способен разгоняться до 40 км/ч, при этом потребляет в два раза меньше топлива, чем предыдущий. Коробка передач также представлена вариатором (Сафари). Для запуска используется ручной стартер, но в качестве дополнительной опции владелец может заказать установку электрического.
Размеры Paxus 500:
Длина | 1.65 м |
Ширина | 55 см |
Высота | 90 см |
Объем бензобака | 5.5 л |
Сухой вес | 115 кг |
Вес перевозимого в сцепном устройстве груза составляет 200-400 кг. Тягач способен преодолевать подъем в 35 градусов. Производитель выпускает технику сразу со склизовой, катковой, пневматической или подпружиненной склизовой типами подвесок.
Бурлак-М LFS 15 л. с.
В основе этого тягача 4-тактный китайский бензиновый мотор Lifan. Он имеет такой же объем, систему охлаждения, как и у двух предыдущих моделей. Для запуска используется ручной стартер, трансмиссия представлена вариатором Сафари. Трак имеет задний привод и катковую подвеску. Максимальная скорость составляет 30 км/ч, потребление топлива – 3.7 литров в час.
Длина | 1.45 м |
Ширина | 51 см |
Высота | 81 см |
Объем бензобака | 6.5 л |
Вес | 87 кг буксир, 12 кг сани |
Плюсы и минусы мотобуксировщиков
У мотобуксировщиков, как и у любой техники, есть свои плюсы и минусы.
К достоинствам этого транспортного средства можно отнести:
- невысокую стоимость;
- малые размеры;
- безопасны в использовании, поскольку не развивают высокую скорость;
- устойчивы (широкая гусеница);
- хорошая проходимость;
- низкий расход топлива.
Из минусов следует отметить следующие:
- малая скорость;
- нет пассажирского места;
- маленький размер топливного бака.
Сколько стоит снегоход собака
Цена нового мотобуксировщика варьируется в пределах 80-150 тыс. рублей, в зависимости от модели и производителя. Все рассмотренные выше снегоходы имеют одинаковую стоимость, которая равна нижнему пределу. На вторичном рынке без труда можно найти буксировщики с пробегом за 40-50 тыс. рублей. Некоторые владельцы продают «снежных псов» с грузовыми санями и другими дополнительными вещами. В этом случае стоимость будет несколько выше.
Отзывы рыбаков и владельцев
Снегоход собака хорошо подходит для рыбалки, а также для транспортировки негабаритных грузов в хозяйственных целях. Владельцы, которые покупают данный агрегат именно для этих целей, обычно отзываются о них хорошо, если не учитывать некоторые минусы конкретных моделей.
Игорь, Хабаровск:
«Владею буксиром Помор 500 уже три месяца, и пока у меня от него только положительное впечатление. Машина действительно очень быстрая, в маневренности ей тоже не уступать. По пухляку не едет, а плывет, препятствия преодолевает тоже на раз-два. Ездил на нем полностью загруженный и по пригоркам – мощности вполне достаточно, тянет хорошо. Пока все нормально, для рыбалки само то, что нужно».
Максим, Калининградская область:
«Одно время был у меня буксировщик Пахус 500, и не могу сказать, что я остался довольным после его использования. Этот аппарат доставлял мне больше хлопот, чем удовольствия от езды. В нем постоянно что-то ломалось, особенно слабой оказалась ходовая часть. Двигатель также несколько раз перегревался на высоких оборотах. По этому поводу обращался в сервисный центр, там все сделали по гарантии, сказали, что это заводской брак. В общем, продал я его и забыл, решил накопить на полноценный снегоход, пусть даже и с пробегом».