Новые законы ГИМС

В этом году произошли важные изменения в Государственной инспекции маломерных судов, поэтому будет справедливо проверить, насколько значительны поправки. Предлагается проанализировать новые законы ГИМС (Госинспекции) для моторных лодок и узнать, что поменялось в отношении регистрации, получении удостоверения и ответственности судоводителей в управлении водным транспортом.

Новые законы ГИМС для маломерных судов 2020

Весной 2018 года в средствах массовой информации появились сообщения о том, что специалисты МЧС России разрабатывают новый федеральный проект закона о маломерных судах, точнее, «О безопасности мореплавания на малых судах и поправки к отдельным законодательным актам в Российской Федерации». Планировались изменения концепции, касающиеся навигации лодок и их правового статуса, адаптация критериев определения малых судов, которые не подлежат обязательной регистрации в GIMS, поскольку действующие положения интерпретируются неоднозначно.

Внимание! По запросу «ГИМС официальный сайт законы» можно ознакомиться с официальными декларациями по правилам плавания малых судов в российских территориальных водах в 2020 году, которые ещё не утверждены. Это означает, что разработка проекта всё ещё продолжается и кардинальных изменений в действующем законодательстве в нынешнем году не ожидается. Узнать о принципах вождения лодок в Российской Федерации, принятых в 2018 году, не будет лишним.

Новые правила ГИМС для малых судов будут годными в той же редакции в течение 2020-го.

Главные отличия от прошлых правил

Существуют некоторые особенности по сравнению с изданием 2016-го в отношении процедуры регистрации, номерного знака, времени обслуживания и государственной пошлины. Другие изменения ГИМС для маломерных судов были сделаны, но о них пошагово:

  • Регистрация. Ранее эта процедура для небольшого корабля была возможна только по месту проживания владельца. Теперь судовладелец может оформить лодку по адресу местонахождения в любом подразделении GIMS.
  • Номерные знаки. До 2016 года номер состоял из 7 символов, а с 2017-го содержит 11: две буквы, 4 цифры, надпись RUS и регион. Как и прежде, применяется к одной линии с обеих сторон.
  • Флаг России. Несколько лет назад изображение российского флага рядом с номером было желанием шкипера, но теперь это обязательство.
  • Сроки. До 2016 года крайний период предоставления государственных услуг составлял три рабочих дня, в течение которых вы могли зарегистрироваться или отказаться. Сегодня период между подачей заявки и получением результата также составляет 3 дня, но если приведены причины отказа, он может быть продлён до тридцати рабочих дней.

Причины для отказа в регистрации: к правилам, действительным до 2017 года, было добавлено несколько пунктов. В них содержится информация о том, что постановление транспорта не будет совершаться при отсутствии заводской маркировки (либо если она изменена) или заявитель не пришёл в ГИМС за месяц. А также будет отказано в процедуре регистрации моторных лодок, которые учтены как пропавшие.

Новые поправки в постановке на учёт разных маломерных судов также относятся и к государственной пошлине за снятие лодки с учёта. Недавно платить за это не нужно было теперь за услугу придётся отдать 200 рублей. С начала 2017 года владельцы получают судовой билет нового образца. При этом старый — действительный, его можно использовать.

Регистрация лодок и катеров по правилам ГИМС 2020

Рассмотрим юридическое понятие термина «маломерные суда». Согласно новому законодательству, в ГИМС судном называют моторное средство, которое может вместить на борту до 12 человек, при этом длина корпуса плавучего устройства не должна превышать 20 метров.

В соответствии с нормами 2018 года, мотолодки, подходящие следующим параметрам, подлежат обязательной регистрации в государственном инспекционном о́ргане:

  1. Небольшие суда, используемые с двигателями мощностью свыше 8 кВт (до 10,8 л.с.).
  2. Мотолодки, у которых полная масса более 200 кг.

И если по первому пункту всё понятно, то по второму возникают вопросы и несоответствия. Например, каков общий и максимально допустимый вес судна? Есть государственные инспекции, проверяющие по такой схеме: масса мотолодки + вес монтированного мотора + перевозимое снаряжение + полный топливный бак.

Правила спасения для маломерных судов

В норму на 200 кг укладываются лодки двух типов габаритов: малого и среднего. Для уточнения ГИМС рекомендует проводить замер массы и силового агрегата (СА) исходя из требований ГОСТа «РИСО86662012». Согласно этому документу, за массу судна берётся вес не с фактически установленным двигателем, а с возможным по документу транспорта. Если судовладелец использует плавсредство при мощности мотора на 5 л. с. и весом 27 кг, а в паспорте прописан двигатель до 10 л. с., то инспекция учтёт вес в 10 л. с.

Конечно, это положение дел вызывает много споров и разногласий, поэтому порядок регистрации в новом проекте правил управления маломерным судном 2020 обязательно должны подкорректировать.

Какими могут быть эти изменения ГИМС для маломерных судов и когда именно они начнут действовать пока точно неизвестно. Но нужно заметить, что в соответствии с новыми правилами, регистрировать лодку можно во всех регионах отделений Госинспекции, а не только в том, где судно было зарегистрировано ранее. При этом заявитель должен получить результат услуги (свидетельства о регистрации/аргументированный отказ/постановление о приостановке оформления документов) в период не более трёх рабочих дней.

Обязанности судоводителя

Правила речного судоходства маломерных судов 2018–2020 регулируют необходимые действия рулевого судна. Здесь, в отличие от предыдущего пункта, без изменений. Исходя из них, судостроители обязаны:

  1. Знать и соблюдать требования законов, предписываемых ГИМС, и правил судоходства, установленных государством.
  2. Перед каждым спуском на воду проверять техническое состояние судна.
  3. При перевозках людей на борту обеспечивать безопасность и осуществлять обязательную подготовку.
  4. Иметь все необходимые документы (паспорт судоводителя, свидетельство о регистрации, удостоверение транспортного средства и т. д.).
  5. Выполнять новые требования представителей ГИМС контролирующих органов.
  6. Необходимо отметить, что неосуществление запросов, установленных актами закона и правилами, влечёт за собой наложение административного взыскания на должностных лиц и применение строгих санкций, в том числе и предусматривающее лишение водительского удостоверения судна.

 Бортовой номер моторной лодки

Кардинальные изменения в 2018 году произошли в правилах управления суднами в категории о бортовой маркировке. До этого времени накладываемый на лодку рег. номер содержал 7 символов (3 буквы и 4 цифры), и по рекомендации судовладельца рядом можно было установить российский флаг. Сейчас для внутреннего транспорта нанесение государственного флага и 11-значного номера обязательно.

Новые законы ГИМС

Бортовой номер мотолодке назначается во время регистрации маломерных судов, находящихся под надзором ГИМС МЧС. По новым правилам регистрации лодок он состоит из элементов, приведённых в таблице.

Элементы бортового номераОформление надписи
  • 2 буквы;

·         обозначение региона России (в виде цифры);

  • 4 цифры;
  • буквенное указание названия государства (RUS) и изображение флага.
Идентификационный номер нужно наносить на все борта лодки в 1-ю строку, и так, чтобы её геометрический центр был удалён от балки в носу плавсредства на расстояние не меньше, чем ¼ габаритной длины судна. Высота букв должна быть 15 см и более, а ширина 10 см, толщина контура возможна в границах 1,5-2 см.

Если из-за особенности строения конструкции не получается соблюсти порядок при нанесении бортового номера, то последующие действия регламентируются регистрационным о́рганом. Эта особенность есть в базе данных ГИМС и в судовом билете.

Неисправности, которые запрещают эксплуатацию

Правила движения маломерных судов по рекам, озёрам и другим водоёмам также предусматривают проведение технического осмотра транспортных средств. Так, согласно новым требованиям управления, запрещается использование водного транспорта, имеющего одну или несколько из следующих поломок:

  1. Произвольный сброс давления из отсеков и (или) воздушных коробок.
  2. Повреждение компонентов рулевого устройства, их недостаток, ненадёжное крепление и другие поломки, которые нарушают работу рулевого колеса.
  3. Отсутствие или выход из строя глушителя, сильные вибрации кузова, обнаружение утечек топлива.
  4. Повреждение системы управления силовым агрегатом, нет запуска СА при задействованной задней передачи, неустойчивая работа задней передачи.
  5. Отсутствие, сигнальных огней или их поломка и неправильная работа.
  6. Несоответствие комплектации лодки и установленного оборудования стандартам, указанным в судовом билете.

Выход судна на водные объекты в обход запретов грозит санкцией. Возможно наложение административного штрафа на должностное лицо – судоводителя/владельца плавсредства.

Управление маломерными судами – имеются ли изменения в правилах ГИМС 2020

Как отмечалось выше, редакция положений ГИМС 2018, по которыми выдвигает государственная инспекция требования к маломерным судам пока действительна и для 2020 года. Касается это и раздела выдачи удостоверения судоводителя. Ещё раз пройдёмся по основным моментам получения прав на лодку, и отметим, кому они нужны, как их оформить и во сколько это обойдётся.

Права на моторную лодку

Перед тем как говорить о получении удостоверения, требуется обратиться к понятию «маломерное судно» (МС) и принципу регистрации.

МС является плавательным средством, у которого длина не больше двадцати метров, и он рассчитан на людей в количестве 12 человек. При этом моторные лодки подлежат регистрации в Госинспекции, если в них встроены двигатели мощностью 10, 88 л. с. и более или масса снаряжённого судна больше двухсот килограммов.

Тем судовладельцам, чьи лодки и катера не соответствуют этим требованиям, не нужно обращаться в Государственную инспекцию. Но если плавсредство подлежит внесению в государственный реестр маломерных судов, то у судовладельца должны быть официальные документы, подтверждающие право управления водным транспортом. Морские удостоверения также оформляются в ГИМС, только для их получения нужно пройти несколько этапов.

Новые законы ГИМС

Процедура сдачи экзаменов и порядок получения прав

Удостоверение на управление мотолодкой доступно всем гражданам России, достигшим возраста 18 лет и годных по здоровью. При этом перед тем как подтвердить свою квалификацию судоводителя на экзамене в Госинспекции, кандидатам на получение прав необходимо обучиться в специальной школе.

Занятия по подготовке водителей проводятся автономными организациями, которые получили лицензию и право на этот вид работы. Форма обучения разделена на две части: получение навыков по теоретическим знаниям; использование знаний на практике.

Весь курс рассчитан на месяц обучения и тренировок, после этого выпускникам нужно сдать экзамен и получить официальный документ, который свидетельствует о прохождении курсов водителей моторных лодок. Стоимость обучения будет зависеть от ценовой категории, но в среднем цена колеблется в пределах десяти – двадцати тысяч рублей.

Теоретически возможен вариант получения удостоверения в ГИМС экстерном. Для этого нужно обратиться к главному инспектору ГИМС по месту проживания, пода́ть заявление. Кандидату следует изучить самостоятельно основы теории и практики, после этого прийти в назначенное время на экзамен и получить права судоводителя. Но нужно заметить, что практически это решение не используется, и Госинспекция не всегда даёт согласие на процедуру, выпускники без поддержки учебного заведения могут с успехом выдержать государственный экзамен.

По окончании обучения выпускникам судоходных школ нужно отправиться в ГИМС, чтобы пода́ть заявление на оформление прав судоводителя. Для этого следует подготовиться, собрав документы:

  • паспорт Российской Федерации;
  • фотографии размером 3х4 в количестве две штуки (цветные или ч/б);
  • медицинская справка, которая подтверждает хорошее здоровье выпускника и допускает к управлению водным транспортным средством (чаще всего оформляется в период обучения в учебном заведении);
  • свидетельство о прохождении курсов.

Инспектор регистрирует заявку, проверяет соответствие документов и устанавливает даты проведения теоретического экзамена для оценки практических навыков. Заявка на оформление удостоверения направляется в отдел после успешной сдачи экзамена. После нужно выполнить последнее требование Государственной инспекции — оплатить госпошлину за водительское удостоверение. На 2020 год она составляет 1300 рублей.

Важно! Квитанцию об уплате пошлины необходимо зарегистрировать у инспектора ГИМС и ожидать результата. Эта и другие процедуры оформления и выдачи лодочного водительского удостоверения занимают от семи и более дней, а время действия документа судоводителя исчисляется десятью годами с момента выдачи.

Если в 2020 году срок действия водительского удостоверения истекает, необходимо обратиться в отдел Государственной инспекции по месту проживания или временной регистрации для переоформления удостоверения. При этом также нужно заплатить госпошлину, её сумма составит всего 650 рублей.

Штрафы ГИМС

Нарушения прав, совершённые владельцами моторных лодок или других плавсредств, влекут за собой наказания в виде наложения штрафов в соответствии с Административным кодексом России.

Законодательных положений предусмотрено достаточное количество, но в качестве примера приведём главные.

Административные проступки

Отсутствие на плавсредстве документов, необходимых для осмотра инспекторами Инспекции, влечёт предупреждение или санкции в виде денежного взыскания (100 рублей). Поэтому специалисты рекомендуют всегда иметь при себе водительское удостоверение от судна, билет и свидетельство, подтверждающее право собственности (или доверенность).

Штраф в размере от трёхсот до пятисот рублей налагается за мелкие правонарушения, среди которых следующие:

  • небезопасное маневрирование;
  • увеличение скорости допустимой на водном объекте;
  • не учёт правил плавания (сюда входит и игнорирование знаков);
  • остановка в запрещённых для парковки местах;
  • несоблюдение требований по использованию звуковых и световых сигналов.

В дальнейшем размер штрафа увеличивается с 500 до 1 тыс. рублей. К данной категории относятся нарушения: нет данных о техосмотре, неверное нанесение номеров на борт. В пределах этих же сумм существуют штрафы за такие нарушения: управление малым судном без проведённой регистрации, отсутствие водительского удостоверения на мотолодке, переоборудование плавсредства без допуска надзорных органов Инспекции МЧС.

В размере от 500 до 1 тыс. рублей налагается штраф на водителей, перевозивших слишком большое количество пассажиров. Следует также отметить такие нарушения, как выход через границы акваторий разрешённого судоходства и районы, недоступные для плавания. И также до 1 тыс. рублей нужно будет заплатить тогда, когда инспекторы увидят, что на используемом судне есть поломки, которые запрещены правилами судовождения.

Владелец, передавший плавсредство лицу, у которого нет водительского удостоверения, должен быть наказан строже. За такое правонарушение налагается штраф размером до двух тысяч рублей. При этом та же сумма начисляется и при управлении плавательным средством с просроченными правами.

Экологические правонарушения

Законодательством запрещается эксплуатация малых судов, выбросы которых содержат большое количество вредных веществ, а также использование лодок, производящих слишком много шума (нормы показателей приведены по Госстандарту РФ). За нарушение такого рода инспектор ГИМС имеет право составить для судовладельца протокол об уплате штрафа в размере от пятисот рублей до тысячи.

Вязание узла на маломерном судне

Внимание! Если фактически установлено, что владелец судна знал о нарушениях экологических нормативов и продолжал его дальнейшее использование, то к приведённому штрафу добавляются санкции как дополнение. Их размер изменяется от ста до трехсот рублей.

Отстранение от эксплуатации маломерным судном

Такая жёсткая санкция инспекторами применяется только по отношению лиц, которые управляли лодкой в состоянии алкогольного опьянения. Но штрафы Госинспекции для маломерных судов 2020 года стали жёстче, и сейчас отстранение используется в таких обстоятельствах:

  • выявление факта эксплуатации незарегистрированным моторным средством;
  • отсутствие сертификата у водителя судна или судового билета;
  • передача управления плавсредства лицу, у которого не имеется удостоверения ГИМС.

При этом лодка или катер должен быть направлен на стоянку государственного типа. На судовладельца инспектор подписывает протокол. В течение двух месяцев проводится разбирательство в судебном порядке, и, в зависимости от типа правонарушения, суд устанавливает наказание вплоть до лишения удостоверения у судоводителя до 2 лет.

Выводы

По новому закону ГИМС регистрация на определённые категории маломерных плавательных средств не нужна. Если судовладелец взял мотолодку ПВХ длиной 419, весом 99 кг. с подвесным мотором мощностью 9.8 л. с., весом 41 кг, то на эту лодку и силовой агрегат регистрация не требуется, и права также не нужны из-за того, что общий вес с мотором менее 200 кг, а мощность подвесного СА меньше 10 л. с.

Вес готового к плаванию судна определяется не инспекторами Государственной инспекции МЧС, а судостроителями. Этот параметр имеется в паспорте технического средства. Подсчёт технических характеристик, включающих вес готового судна, не входит в компетенцию инспектора Государственной инспекции МЧС.

Вы можете задать свой вопрос нашему автору:

Руководитель школы судовождения ГИМС

Оцените автора
Вестник рыбака
Добавить комментарий

Adblock
detector